Географическое положение селения Дзуарикау Алагирского района


Проектная работа ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ селения ДЗУАРИКАУВыполнила: джикаева алина, учащаяся 10 классаРуководитель: Ю.Д. Битарова

ПроблемаЗнаем ли мы историю родного селения? Цель проектаИзучение истории родного селения как части истории страны и народа ЗАДАЧИ ПРОЕКТАПознакомить с историей родного селенияПознакомить с географическим положением селения Дзуарикау ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТАКрай, где мы родились, где живем,- это наш дом. И его надо любить и беречь! «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то… » - так он писал о России поэт Сергей Есенин. Нам дорога земля, тот её уголок, где мы родились и живем, где провели свое детство. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТАНаш проект направлен на овладение краеведческим материалом, на воспитание любви к малой родине, бережного отношения к культурному наследию региона ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТАДавайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, наш край родной!» Село расположено в Алагирском районе на обоих берегах реки Фиагдон у входа в Куртатинского ущелья. Высота над уровнем моря 650-700 метров. Географическиекоординаты: 43 0с.ш., 44 0в.д.с. Дзуарикау расположенона расстоянии: отг.Владикавказа –22км,г.Москвы – 1752 км. Куртатинское ущелье История моего села Селение в Алагирском районе, в 25 км от города Владикавказ. Основано в 20-х гг. ХХ в.Переселение осетин на плоскость было чревато большой опасностью для жизни переселенцев, так как Осетинская равнина считались вотчиной кабардинских князей.Нельзя было попасть в Куртатинское ущелье, не пройдя кабардинское с. Борукино. Оно располагалось на правом берегу р. Фиагдон, у самой границы ущелья, недалеко от современного с. Дзуарикау. Поэтому горцы просили царское правительство защитить их от нападений кабардинских феодалов. Для этого необходимо было построить крепости и форпосты. Куртатия имела важное значение в планах русского правительства. У входа в ущелье, на месте нынешнего с. Дзуарикау, в 1745 г. был построен монастырь «Осетинское подворье». В 1780-1790-е гг. были сооружены крепости Шелковская, Кавказская, Усть-Лабинская. В 1784 г. по инициативе осетин на месте с. Дзуарикау была заложена крепость, которая должна была стать «центром русско-кавказских связей и столицей Осетии». Таким образом, до утверждения власти русского государства в центральной части Северного Кавказа, переселение куртатинцев на плоскость носило ограниченный характер. К началу 1900-х гг. лишь отдельные семьи из Куртатинского ущелья на свой страх и риск стихийно переселились на предгорные участки у самого входа в Куртатинское ущелье, на левом берегу р. Фиагдон. Это были Долатмурза Гуриев, Гади Тохтиев и Цопан Бритаев (отец выдающегося осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева). В 1909 г. жителям горного Дзуарикау грозила опасность снежной лавины, и царское правительство разрешило горцам переселиться на место нынешнего села. Каждому дому выделили 0,4 га земли. Переселившись на плоскость, они решили сохранить старое название села Дзуарикау, что в переводе с осетинского означает «Село святого места». Таков буквальный перевод топонима, объяснений которому найдется в фольклоре немало. И среди них – история «Осетинского подворья», призванного возродить христианство в Осетии. Многолетняя деятельность монастыря с небольшой церковью не могла бесследно исчезнуть из памяти народной, тем более что здесь было окрещено около 10 тыс. человек. А «крест» – значит «дзуар». Большинство переселенцев были из Горного Дзуарикауа, поэтому когда встал вопрос, как назвать новое село на плоскости, все жители единодушно высказались за название «Дзуарикау». До революции в селе было всего 80 дворов. Массовое переселение из горных селений Куртатинского ущелья началось после 1920 г. В нем было уже около 190 дворов. Это были Кудзиевы, Арбиевы, Боговы, Фарниевы, Газдановы, Дзобеловы, Цопановы, Черджиевы, Хаматовы, Кцоевы, Тотровы, Парсиевы, Хадарцевы, Ваниевы, Хаутовы, Баразговы, Бесаевы, Сокаевы, Гкаджиновы, Дзахоевы, Мулуховы. Жизнь сельчан была не обустроена. У жителей на правом берегу не было воды, не было моста через р. Фиагдон. Организовав «зиу» сельчане построили шлюз, чтобы поднять воду из реки на высокий правый берег. Они прокопали глубокий канал длиной почти в три километра (от входа в Куртатинское ущелье до конца селения, где проходит трасса на Владикавказ). Второй жизненно важной проблемой для села было отсутствие моста через Фиагдон, который делил село на две части. Инициатором и организатором строительства моста выступил Федыр Томаев. Он организовал бригаду строителей. В нее вошли: Газе Черджиев, Тузар Хадарцев, Арисхан Хадарцев, Цара Черджиев, Арскамаг Цопанов, Цомак Гуриев и др. Строили береговые укрепления, вбивали крепкие сваи, на них плели ограждения из плетней, а изнутри заполняли их огромными камнями. Для большей прочности моста использовали рельсы, железные сваи. Мост прослужил долгие годы. По обе его стороны на всю его длину для пешеходов были сделаны красивые навесы. Чуть выше этого моста был построен лесопильный завод. Фиагдо́н (осет. Фыййагдон) — горная река в Северной Осетии, правый приток Ардона (бассейн Терека). Устье реки находится в 4 км по правому берегу реки Ардон. Длина реки составляет 75 км. Название реки в народе возводят к фиййаг — «деревянная лопата» и дон — «вода», «река». По словам старожилов, когда-то Куртатинское ущелье целиком было покрыто густым лесом, а река Фиагдон — мхом. Первые поселенцы ущелья с помощью лопат расчищали русло реки, чтобы брать из неё воду. На 22-м километре трассы Владикавказ-Алагир начинается одно из живописных ущелий Северной Осетии - Куртатинское. Дорога вначале идет по левому берегу р.Фиагдон, по предгорной равнине, примыкающей к подножью Лесистого хребта. Через это ущелье проходил важный древний караванный путь в Закавказье. На противоположном берегу реки видно примыкающее к лесу село Дзуарикау. Небольшой ручей Тагардон во время ливней летом 1983, а затем и 2002 года превращался в грозный поток, причинявший немало разрушений. Леси́стый хребе́т — горный хребет на Кавказе, первая передовая, наиболее низкая, гряда северного склона системы Большого Кавказа. Представляет собой прерывистые гребни невысоких гор, цепи холмов и даже отдельно стоящие возвышенности, тянущиеся параллельно Главному Кавказскому хребту, от бассейнов рек Псебепс и Адагум, до бассейна реки Сулак (ориентировочное направление: запад-северо-запад — восток-юго-восток). Длина хребта 630 км, средняя высота — 810 м. Высшая точка находится в бассейне реки Аргун — гора Барзиарлам(2214 м) в Чеченской республике.Находится полностью в России, протянувшись по территориям Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана. Пастбищный хребет тянется параллельно Главному Кавказскому хребту от левого притока Кубани — бассейна реки Псебепс, до бассейна реки Сулак (ориентировочное направление: запад-северо-запад — восток-юго-восток). Параллельно Пастбищному хребту к югу расположен Скалистый хребет, тянущийся вдоль всего Пастбищного хребта; также параллельно, но к северу, вдоль всего Пастбищного хребта расположен Лесистый хребет. Протяжённость хребта составляет 755 км, максимальная высота — 2430 м. Скали́стый хребе́т — горный хребет на Кавказе, третья передовая гряда северного склона системы Большого Кавказа. Представляет собой прерывистые горные массивы (короткие хребты) и плато, тянущиеся параллельно к северу от Главного Кавказского хребта. В Советский период границы Скалистого хребта определяли от реки Белой (бассейн Кубани) до реки Асса (бассейн Терека). Ориентировочное направление: запад-северо-запад — восток-юго-восток. В исследованиях начала XXI века границы хребта понимают шире — от рек Чекупс и Псебепс (бассейн Кубани), до реки Андийское Койсу (бассейн Сулака). Высшая точка — гора Каракая (3646,0 м) находится Кабардино-Балкарии. г.Кариухох
Склоны окрестных гор всегда славились сенокосными травами. Но склоны горы Чызджытыхох очень крутые с сыпучими осыпями и на сенокос людям необходимо было забираться к самой вершине. Однажды на вершине косили сено несколько братьев из одного осетинского рода. Несколько сестер носили братьям косарям на вершину обед. По той тропе и в хорошую погоду не все могли пройти: крутая и узкая, ни с левой, ни с правой стороны никакой опоры. А тут во время очередного «восхождения» поздней осенью сестер застала на полпути к вершине горы снежная пурга. О зиме еще никто и не думал, а она так внезапно пришла в Даргавскую котловину.Измученные, замерзшие, потерявшие ориентиры, не знавшие как им вернуться в аул девушки упали на колени и обратились к всевышнему: «О Хуцау. Чем терпеть такие страдания, лучше преврати нас в камни!» - молились они. И всевышний внял мольбам, превратив сестер, потерявших надежду на спасение, в камни. Происхождение названия «Чызджытыхох» Гора Чизджытыхох Памятники истории и культуры с.Дзуарикау(скульптор Санакоев) Памятник В.Г. Шамшурину и павшим односельчанам в годы ВОВ Источники информации Спасибо за внимание!