Презентация к семинару Самореализация воспитанников детского дома через организацию детского самоуправления


Материалы к педагогическому совету Цель: определить пути активизации деятельности детского самоуправления в КГОКУ «Детский дом с. Мысовое» с целью развития и саморазвития личности воспитанника. Задачи: Проанализировать состояние детского самоуправления в детском домеВыявить конкретные предложения по созданию в детском доме реально действующей модели детского самоуправления.Определить содержание и организацию деятельности детского актива. Основные понятия Общественная жизнь образовательного учреждения - деятельность различных детских организаций в рамках образовательного учреждения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации мероприятий.Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.Демократизация - специальная деятельность, поиск гуманистических, демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения подростков.Самоуправление - совместная, самостоятельная жизнедеятельность детей и подростков, обеспечивающая динамику демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения. Самоуправление - технология воспитательной работы, направленной на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности). (А.С. Прутченков) Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Развитие самостоятельности – это поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров. Принятие и реализация управленческих решений - обязательный признак развивающегося самоуправления. Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого ребёнка, является фактором социализации личности ребёнка, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребёнка. «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».А.С. Макаренко Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать. Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В. Т.) Стадии коллектива Первая стадия Вторая стадия Третья стадия Характеристика стадии Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления Функции самоуправления Исполнительская Организаторская Управленческая Содержание функций Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (продолжение) Тенденция развития самоуправления Метод Форма Принцип Элементы системы ученического самоуправления Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. Учком, совет, бригады, штабы и др. Коллективное планирование, проведение, анализ дела Способы привлечения учащихся к самоуправлению Назначение ответственных лиц Выборность актива демократическим путем Участие каждого в организации дел в порядке очередности Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (продолжение) Позиция педагога Учитель Консультант Партнер Характер деятельности педагога Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.Деятельностный подход в организации ученического самоуправления. Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.Стимулирование выполнения общественных поручений.Педагогическая поддержка ученического самоуправления. Уровни самоуправления (по В.А. Караковскому) Личностный; Общественный.«Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления.Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление». (Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление// Восп. работа в шк. – 2003. - № 4). Самоуправление в детском доме Цель - формирование навыков успешной социализации ребёнка в условиях детского дома средствами детского самоуправления.Задачи:самораскрытие и самореализация личности каждого ребёнка, развитие творческого потенциала воспитанника детского дома;развитие коммуникативных и организаторских способностей детей;развитие чувства товарищества и взаимопомощи, дружбы в коллективе;формирование у подростков осознанной принадлежности к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы;умение планировать общественно полезную деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда;приобретение опыта сотрудничества, развития навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними. Рабочие органы детского самоуправления детского дома. Совет Старших воспитанников:представляет коллектив воспитанников на педагогических советах;разрабатывает программу деятельности первичных коллективов, организует её реализацию (планирует и проводит коллективные творческие дела);координирует деятельность первичных коллективов;анализирует и изучает работу советов групп; Отдел « Спорт»:организует и проводит спортивные конкурсы, утреннюю гимнастику.Студия «Информационно- художественная»:выпускает тематические газеты, газеты - листовки о жизни воспитанников детского дома;оформляет фотоальбом о жизни воспитанников детского дома.создает видеопроекты, видеоролики.Временный совет дела:организует подготовку и проведение КТД;анализирует эффективность проведения КТД;осуществляет связь с семейными советами дела. Студия «Учёба» отвечает за:сбор информации об учебном процессе;проверку рабочих ученических мест воспитанников; Студия «Культура и досуг» отвечает за подготовку и проведение:вечеров отдыха, праздников, фестивалей;выставок и конкурсов.Студия «Порядок и уют» отвечает за:благоустройство территории детского дома;проведение трудовых десантов;посильный текущий ремонт столярных изделий;оказание посильной помощи младшим воспитанникам;проведение игры «Бегунок».Отдел «Шефы»:осуществляет работу с младшими воспитанниками детского дома;оказывает помощь ветеранам Великой Отечественной войны и престарелым жителям посёлка.проведение интеллектуальных игр. МИКРОГРУППА № 1. Вы коллектив архитекторовЗадание: Представим, что самоуправление – это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего дома – это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.Самые основные кирпичи – те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными – на 1-й этаж, оставшиеся на – 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича – вы можете написать на них то, что, по вашему усмотрению, не хватает для определения самоуправления. И поместить их там, где захотите.А еще есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться «кошка хорошего настроения».У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.Представьте, что вы – коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи.2. Прочтите Положение о детском самоуправлении детского дома; что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем? МИКРОГРУППА № 2. Есть только один способ заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они. Ф. ПикабиаПроблема:Действенность органов самоуправления в детском доме минимальна, отсутствует инициатива, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.Решение проблемы:Каким должен быть лидер? Можно ли лидера воспитать? Вам предлагается деловая игра «Рецепт « Как воспитать лидера». «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, а может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих суть становления лидера.А что, если для эмоциональной оценки жизни детского дома использовать выпуск ежемесячных газет? Выскажите свои предложения.Защита Ваших предложений до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве. МИКРОГРУППА № 3. Проблема:Какова роль педагога в организации и функционировании детского самоуправления? Какие Вы видите противоречия в своих действиях и детского коллектива, снижающие эффективность детского самоуправления? Решение проблемы:Внимательно прочтите функциональные обязанности воспитателя (Должностная инструкция воспитателя), при защите зачитайте фрагменты всему педсовету, если считаете это необходимым.Проявляются ли, на Ваш взгляд, на практике негативные тенденции в деятельности детского самоуправления (в формировании органов самоуправления и их функционировании, в стиле взаимоотношений с коллективом группы, с каждым воспитанником)? Если да, то какие?Должны ли органы детского самоуправления выполнять функцию защиты прав и интересов воспитанников? Если да, то какие и в какой форме?Одним из принципов самоуправления является наличие коллективного творческого дела. Вам предлагается обучающая игра «Организаторское лото». Задание: разложить в правильной последовательности этапы коллективного творческого дела (названия написаны на карточках). Карточки даются в беспорядке. В конце игры ведущий зачитывает правильную последовательность этапов КТД, проводится анализ ошибок. Проект детского самоуправления ДОБРОВОЛЬ-НОСТЬ САМОСТОЯ-ТЕЛЬНОСТЬ ИНИЦИАТИВ-НОСТЬ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ РАВНОПРАВИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО ВЗАИМОДЕЙСТ-ВИЕ КОЛ-ВОВ И ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕ-НИЯ САМОАНАЛИЗ САМОКРИТИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ОРГАНИЗАТОР-СКИЕ УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ РЕЦЕПТ «КАК ВОСПИТАТЬ ЛИДЕРА» основная идея педагогической деятельности– это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельностиуспешность детей, их ощущения своего роста и движения впередвера в собственные силысоздание условий для развития инициативы и лидерских способностей (инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность и т.п.) Этапы КТД: Идея делаОбсуждение идеи с группой товарищейКоллективное планирование дела (конкурс предложений, «мозговой штурм», (работа групп)Создание совета делаРабота совета дела с предложениями в план делаУтверждение плана делаРаспределение сил (обязанностей)создание и работа творческих групп по подготовке делаОрганизация помощи взаимодействияРекламирование делаСмотр готовностиПроведение делаПодведение итогов дела советом делаСбор по подведению итогов дела (оценка дела и совета дела, награждение, «уроки на будущее»)Последействие (уточнение, пополнение «копилки интересных дел») Успехов в работе! Презентация подготовлена педагогом-психолога КГОКУ «Детский дом с. Мысовое» Е.В. Коваль