Презентация по на тему: Инновационный менеджмент


Тема: «Инновационный менеджмент» Вопросы лекции: Инновации как объект менеджментаОрганизация инновационного процессаУправление инновациями в организации 900igr.net Понятие инновации Инновация Деятельность Объект Любое обновление, изменения в лучшую сторону, начиная с отдельного работника Использование достижений НТП с целью улучшений в различных областях деятельности организации Полученный на основе применения науки и внедренный объект, качественно отличающийся от предшествующего аналога Результат прибыльного использования достижений НТП (нововведение) Виды инноваций Инновации Продуктовые Комплексные Технологические Организационно-управленческие (социальные) Классификация инноваций Типы инноваций Базисные инновации Улучшающие инновации Псевдоинновации Основные источники инновационных идей Источники идей Научные исследования и разработки Потребители Посредники Консультанты Конкуренты Работники Этапы инновационного процесса 1. Поиск, систематизация и отбор идей 2. Анализ возможности и готовности к инновации 3. Формулирование целей и определение сроков 5. Производство 4. Научные исследования и опытно-конструкторские работы 6. Подготовка и организация сбыта 7. Внедрение на рынок 8. Закрепление на новых рынках Основные стадии разработки инновационного проекта 1. Предварительная подготовка 2. Оценка возможностей проекта 3. Принятие проекта 4. Осуществление проекта 5. Оценка результатов проекта 6. Внедрение проекта Функции лидера проекта Функции менеджерапо проектам Генерация идеи/анализ и синтезинформации/ Борьба за идею/предложение,продвижение,демонстрация идеи/ Руководство/планирование и координация деятельности работников/ Наблюдение и контроль за внешней и внутренней средой Поддержкаи инструктаж работников Мотивы инновационной активности Побуждения к инновациям Стимулы государственной инновационной политики Необходимость обновления в организации Желание авторов реализовать идеи Формы организации инновационного предпринимательства На основе внутренних организационных звеньев На основевнешнихвзаимодействий На основевенчурныхобразований Организационные формыинновационной деятельности Организационные формы инновационной интеграции бизнеса Формы интегрированного инновационного предпринимательства Консорциумы Финансово-промышленные группы Глобальные корпорации Сетевые союзынезависимых компаний Технопарковые структуры Технологические парки Технополисы Инкубаторы Регионы науки и технологий Организационные формы инновационной интеграции бизнеса Формы организации инноваций внутри предприятия Отделы НИОКР Комитеты Советы Рабочиегруппы Проектные группы Консультационные и аналитические группы Отделенияновой продукции Центры развития/СХЦ/ Особенности инновационных предприятий Решает задачу развития нового бизнеса Отделяет инновационную деятельность от текущей Ищет инновации Инновационное предприятие Понятие и задачи инновационного менеджмента Инновационный менеджмент Управление инновационной деятельностью Направление стратегического менеджмента Планирование инноваций Наблюдение за инновационными процессами Обеспечение материальными и финансовыми ресурсами Кадровоеобеспечение Формированиецелевых групп Основные принципы инновационного менеджмента 1.Формирование и поддержание благоприятного инновационного климата.2.Определение приоритетных направлений инновационной деятельности.3.Нацеленность инновационной деятельности на потребителя.4.Максимальное сокращение сроков разработкии внедрения нововведений. Виды инновационной стратегии организации Традиционная Имитационная Наступательная Зависимая Оборонительная Инновационная стратегия Главные критерии отбора инновационных проектов Критерии отбора проектов Степень риска Сроки окупаемости Обеспеченность ресурсами Соответствие стратегии организации Нормативы/правовые нормы, требования стандартов, экологические требования, патентоспособность и др./ Финансово-экономические показатели/абсолютный эффект, рентабельность и др./ Долговечность идеи Состав портфеля проектов фирмы Базовые инновации/на срок до 10 лет/ Проекты текущего бизнеса /на срок до 3 лет/ Завершаемые проекты Проекты модернизации Портфель инновационных проектов Формирование благоприятного для инноваций организационного климата Пути формирования инновационного организационного климата Диагностика организационного климата:а/опрос и тестирование персонала;б/выявление факторов блокирующих, поддерживающих и усиливающих новаторство. Привлечение психологов и социологов для сбора и анализа информации. Поддержание обстановки терпимости к неудачам/ готовность высшего руководства рисковать, вознаграждение за все идеи, включая не принесшие успеха по объективным причинам, подготовка и предоставление всем авторам предложений аргументированных ответов/ Поощрение экспериментаторства /создание множества мелких новаторских групп / Организация выдвижения, оценка и вознаграждения новых идей и предложений/создание отделов для сбора и патентования идей, экспертных комиссий и советов по изобретениям, проведение смотров и конкурсов/ Создание условий для интенсивных коммуникаций и сквозных взаимодействий работников/расширение полномочий и частичное пересечение сфер деятельности, неформальные контакты, свободное распространение информации, горизонтальные связи, кооперирование функциональных служб/ Факторы, влияющие на новаторство в организации Факторы Блокирующие Поддерживающие Усиливающие Недоверие руководства к идеям, выдвигаемым снизу Предоставление новаторам необходимой свободы Обучение и повышение квалификации Критика и угроза увольнения за ошибки и неудачи Обеспечение ресурсами и оборудованием Совмещение профессий Избыточный контроль за новатором Доброжелательные дискуссии и обмен идеями Предоставление деловой информации Кулуарное принятие решений по предложениям новаторов Поддержание коммуникаций внутри фирмы и со сторонними организациями (ВУЗами, исследовательскими центрами и т.п.) Регулярные совещания рабочих групп Аргументация необходимости инноваций Основные причины сопротивления нововведениям в организации Негативные ожидания работников (причины сопротивления инновациям) Угроза экономической безопасности Угроза статусу рабочего места Изменение отношений неформальных групп Ухудшение коммуникаций и управления Усиление контроля со стороны руководителя Симптомы сопротивления инновациям Формы явного сопротивления нововведениям Отказ от использования нового Использование старого Намеренно неправильное применение нового Критика Нежелание учиться Требование дополнительной информации Затягивание дискуссий Увязывание инноваций с принятием других решений Формы скрытого сопротивления инновациям Скрытое сопротивление инновациям Отвлечение ресурсов (отправление оборудования в ремонт и т.п.) Инерционное поведение (ожидание указаний, инструкций и др.) Затягивание обсуждений и согласований Требование конкретизации информации Способы преодоления сопротивления нововведениям Информирование о выгодах инновации и задачахПривлечение к осуществлению инноваций потенциальных противниковУстранение стрессов и беспокойстваСоветы, помощьДостижение компромиссовДоступ к принятию решенийДемонстрирование недостатков старого Требования к управлению инновационным предприятием Главные направления в деятельности высшего уровня управления инновационным предприятием 1. Сосредоточиться на требованиях рынка с целью раннего выявления и предвидения «неожиданного успеха» 2. Финансовое предвидение, планирование будущих потребностей в капитале, денежных потоков, предотвращение беспорядка а издержках, запасах, счетах 3. Заблаговременное построение группы высшего руководства выросшим из инновации бизнесом (неформальный подбор, срабатывание команды, тренировка совместных действий) 4. Решение основателей инновационного предприятия о своей роли в развившемся бизнесе