Презентация Формирование личностного самосовершенствования»


«Формирование компетенции личностного самосовершенствования»Подготовила: студентка гр. 42 Б ДО Чурак С.С. 22.02.20171 Формирование компетенции личностного самосовершенствованияТы рожден человеком, но человеком надо стать.В.А.Сухомлинский Формирование компетенции личностного самосовершенствованияНа протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. В дошкольном возрасте начинает реально складываться в основных чертах его личность, формируется новый тип поведения. Если в раннем детстве и у младших дошкольников в общей картине поведения преобладают импульсивные действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поступками. Весь дошкольный возраст как период развития личности ребенка можно разделить на 3 под периода: Формирование компетенции личностного самосовершенствования 3-4 года, когда преимущественно развивается эмоциональная саморегуляция 4-5 лет, когда происходит преимущественное развитие нравственной саморегуляции около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка Формирование компетенции личностного самосовершенствованияРазвитие эмоциональной саморегуляцииСостоит в том, что на протяжении дошкольного периода эмоциональные проявления, чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость. Еще одним важным направлением развития чувств является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Так, уже ребенку 3-х лет приятна похвала взрослых, его огорчает порицание. У ребенка возникает чувство гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые.В связи с тем, что у ребенка эмоциональные проявления начинают носить разумный характер, т.е. ребенок начинает радоваться успеху и наоборот, то у него начинает развиваться самооценка и рефлексия. Это происходит путем сравнивания результатов своей деятельности и аналогичной деятельности других людей, благодаря чему ребенок учится оценивать свои собственные возможности. На основе самооценки формируется уровень притязаний.Поскольку самооценка является неотделимой характеристикой самосознания, то можно говорить, что у дошкольника повышается уровень самосознания. Связано это прежде всего с тем, что ребенок отделяет себя от других людей, начиная оценивать в сравнении себя и других. Формирование компетенции личностного самосовершенствованияРазвитие нравственной саморегуляции Основную роль в усвоении моральных представлений детей играют взрослые, которые занимаются их обучением, воспитанием, а также сверстники. Особую, однако, роль продолжает играть мать ребенка, которая является основным взрослым, который одобряет либо не одобряет то или иное поведение ребенка.Перестройка мотивационной сферы связана и с усвоением морально-этических норм. Выносить моральную оценку событию ребенок может на основе формирующегося внутреннего действия в воображаемых условиях, что позволяет ему активно пережить события и поступки, в которых сам не участвовал. Под влиянием оценок взрослых у дошкольников возникают зачатки чувства долга, первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и детей, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам. Формирование компетенции личностного самосовершенствования С эмоциональной саморегуляцией, появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, красоты, ритма, гармонии. Формируется внутренний мир, в котором ребенок анализирует возникшие чувства, переживания.Первыми дети усваивают нормы и правила бытового поведения, гигиенические нормы, нормы, связанные с собственными обязанностями, с обращением с животными, своими вещами. Последними усваиваются нормы, касающиеся обращения с людьми.В процессе роста ребенка нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается своя нравственная позиция, которой они следуют, т.е. возникает личностная нравственная саморегуляция. У ребенка формируются начала нравственного самосознания.  Формирование компетенции личностного самосовершенствованияРазвитие деловых личностных качеств ребенка Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей формирования деловых личностных качеств ребенка, необходимо уяснить, что: довольно рано у ребенка возникает качество, которое играет в его личностной судьбе существенную роль. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих. Из этого качества вырастают потребность, а в дальнейшем и мотивация, в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и т.д.Реализация вышеуказанных качеств происходит благодаря дальнейшему развитию мотивов общения, в силу которых ребенок стремится расширить свои контакты с окружающими. В старшем дошкольном возрасте мотивы общения расширяются и уже содержат не только мотивы любознательности, но и деловые и личные. Деловые мотивы – они побуждают ребенка к общению с людьми ради решения задачи какой-либо. Личные мотивы направлены на решение таких внутренних проблем как оценка своих поступков, отношение к себе окружающих и т.п. Формирование компетенции личностного самосовершенствованияРассмотрим, как происходит развитие такого делового мотива, как мотивация достижения успехов. В младшем дошкольном возрасте – дети учатся различать задачи по степени их сложности. Затем, когда цель достигнута, они начинают судить о своих возможностях. В 5-летнем возрасте происходит конкретизация представлений о своих возможностях.К 6-летнему возрасту возникает соподчинение мотивов. Это означает, что дети научаются действовать исходя из более высоких, нравственно значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам поведения.Однако окончательно оформляется мотивация достижения успеха после того, как ребенок становится способным выбирать адекватный своим способностям образ действий. Но это уже происходит за пределами дошкольного возраста. Формирование компетенции личностного самосовершенствованияУсловия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие возможности познания, а также измене­ние типа ведущей деятельности усложняют и структуру личности ребен­ка. Начало формирования личности связы­вают с появляющимся в начале дошкольного возраста и развивающим­ся на всем его протяжении соподчинении (иерархии) мотивов.Умение соподчинять мотивы выявляется в ситуациях выбора и там, где непосредственные желания ребенка сдерживаются различными ограничителями, например, запретом взрослых, собственным контролем (произвольностью). Собственный контроль возможен после 5 лет, а до этого наиболее силен мотив поощрения/взыскания родителями.  Формирование компетенции личностного самосовершенствования Группы мотивовИнтерес к деятельности и отношениям взрослыхПознавательные Самолюбия, самоутвержденияУстановления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьмиИгровые Общественные НравственныеДостиженияСоревновательные Формирование компетенции личностного самосовершенствования Формирование у ребенка таких личностных свойств как: эмоциональная и нравственная саморегуляция, соподчинение мотивов, - если бы этот процесс не обеспечивался развитием воли ребенка.Волевые действия проявляются не только в регуляции личностных свойств, поведения, но и в организации развития способности к произвольности познавательных процессов. Формирование компетенции личностного самосовершенствованияВолевое развитие в дошкольном возрасте проходит следующие ступени. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах.В среднем дошкольном возрасте количество волевых проявлений возрастает, но они все еще не занимают значительного места в поведении.Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длинным волевым усилиям. Развитие волевых действий у дошкольника имеет 3 стороны Формирование компетенции личностного самосовершенствованияРазвитие целенаправленности действийУстановление отношений между целью действий и их мотивомВозрастание регулирующей роли речи в выполнении действий Формирование компетенции личностного самосовершенствованияВ младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.На основе возникновения личного самосознания возникает кризис 6-7 лет. К.Д.Ушинский«…чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях…» ИСТОЧНИКИАбрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб.пос. для студ. вузов: 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова. – М., 1999. – 672 сВыготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб.,1997. – 519с. Психология: Учеб. пособие / Под ред. Немов Р.С.– Мн., 1986. – 399 с. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с .