Формирование ответственного отношения к природному окружению у младших школьников (презентация)


Формирование ответственного отношения к природному окружению у младших школьников Творческая работа учителя начальных классов Муратовой Оксаны Владимировны Октябрьская ОШ Ленинский район Республика Крым «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства…» И. Соколов-Микитов Ответственное отношение к природе – это проявление заботы о сохранении природного окружения жизни людей, животных, растений , построенной на экологической культуре труда и общения с природой Показатели ответственного отношения:1. Желание детей заботиться о растениях, животных, неживой природе2. Умение обеспечивать их необходимыми условиями жизнедеятельности с учетом экологических потребностей3. Планировать и выполнять практические действия в природе на основе результатов природоохранного труда в природе со взрослыми4. Придерживаться норм охраны растений и животных 5. Противостоять негативным действиям и поступкам тех, кто нарушает установленные нормы окружающей среды Развитию ответственного отношения к природе способствуют индивидуальные, групповые задания экологического и природоохранного направления, организованные через практические и поисковые ситуации, по выбору действия, на сравнение и оценивание положительных действий, осуждение негативных действий, беседа об их последствиях о жизни животных, людей, растений, для неживой природы, состояние природной среды Методы формирования ответственного отношения:1. Метод экологический идентификации 2. Метод экологический эмпатии3. Метод экологический рефлексии4. Метод сочетания элементов5. Метод эмоционального противопоставления6.Метод ознакомления детей с негативными характеристиками объектов природы7. Метод поиска сходства объектов природы с человеком8. Метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы9. Метод раскрытия внутренней гармонии природы 10. Метод «сгущения» красоты природы средствами искусства Наблюдение во время экскурсий и учебных прогулок, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, практические работы в уголке природы, на пришкольном участке – основные приемы и методы формирующие бережное отношение к природному окружению Экскурсия является важным средством воспитания у детей таких моральных качеств как чувство товарищества, дружбы, ответственности, любви к природе, бережное отношение к ней, любви к родному селу. Экологические игры помогают ребенку увидеть не только определенный живой организм, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой изменения как внутри экосистемы, там и за её пределами Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи Наиболее эффективным методом является наблюдение, во время которого дети приобретают возможность общаться с живым объектом Наблюдение должно проходить при высокой умственной активности у детей, необходимо учить думать, искать ответы на вопросы, развивать любознательность, воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Познание детьми природы, воспитание любви к ней невозможно без яркого эмоционального слова. Источником знаний о природе и отношения к ней человека служат произведения писателей, поэтов. Эстетические чувства к природе развиваются и в процессе творчества на уроках изобразительного искусства Особенно ценны уроки трудового обучения, которые знакомят учащихся с доступными работами по выращиванию овощных и цветочных декоративных растений В процессе внеклассной работы выясняются простейшие закономерности, устанавливаются связи и взаимосвязи между отдельными элементами природы, рассматриваются разнообразные природные комплексы.Эта работа способствует расширению представлений детей о единстве природы. Непременным условием организации внеклассной работы является руководящая роль родителей и учителя. Только в тех школах учащиеся занимаются внеклассной работой, где учитель любит природу и сам с увлечением изучает её