Презентация Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения


Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в среднем специальном учебном заведении Необходимость формирования профессиональных знаний и навыков студентов с помощью курсового проектирования вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса: мотивацией познавательной деятельности; высоким уровнем информатизации в процессе обучения; потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний;для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля. Целями курсового проектирования являются систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, формирование у студентов структурированной системы знаний и профессиональных навыков путем воздействия на особенности их интеллектуального поведения. В результате выполнения курсовых работ студенты получают практические навыки анализа социально-экономических и организационных процессов, учатся формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать обоснованные выводы и рекомендации, имеющие практическую направленность. Курсовое проектирование способствует формированию субъекта познавательной деятельности, требует создания комплекса педагогических условий для развития устойчивой, качественной мотивации обучения; именно в нем большая роль отводится самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками. Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности. При написании курсовых работ перед студентами стоят следующие задачи: изучение литературы, нормативно-правовых актов, справочных, научных, документальных и других источников по избранной проблеме, включая зарубежные;самостоятельный анализ основных концепций, положений по изучаемой теме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами;четкое, последовательное изложение своих взглядов при анализе проблем, способность творчески применять полученные на занятиях знания, связывать их с практикой; При написании курсовых работ перед студентами стоят следующие задачи: закрепление и углубление знаний по данному блоку дисциплин;изучение имеющегося практического опыта (отечественного и зарубежного) по заданной теме, широкое использование и анализ документов, фактических данных и показателей.формирование предложений, имеющих практическую значимость, с целью для разрешения выявленных проблем по рассматриваемой теме. Итогом курсовой работы должно являться достижение профессиональной компетентности, т.е. совокупности качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В состав данных качеств включены такие характеристики, как профессионально важные знания, умения и навыки, способности, мотивация и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В курсовом проектировании наиболее удачно сочетаются обучение теории и практики. В рамках исследовательской работы студент сначала приобретает первые навыки анализа научной литературы, знакомится с практическими методами анализа социальных и экономических процессов, затем овладевает научным аппаратом исследования. Курсовое проектирование способствует тому, что студент учится самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;формирование профессиональных умений;формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;развитие самостоятельности мышления;формирование убеждённости, волевых черт характера, способности к самоорганизации. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Государственный образовательный стандарт по специальности.Рабочий учебный план по специальности.Рабочая программа по дисциплине.Календарно-тематический план занятий по курсовой работе.Перечень тем для курсовой работы, утвержденный заведующим учебной частью.Методические указания для студентов по написанию и оформлению курсовой работы.Список рекомендуемой литературы.Перечень действий руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы. ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ организационный этап;подготовительный этап;этап выполнения (проведение консультаций для студентов);этап проверки;этап защиты;итоговый этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Изучение государственного образовательного стандарта по специальностиИзучение нормативных документов по методическому обеспечению учебного процессаИзучение прав и обязанностей руководителя курсовой работыИзучение рабочего плана по специальностиИзучение требований к выпускникамИзучение общих рекомендаций по курсовому проектированиюИзучение методических указаний по написанию и оформлению курсовой работы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Составить календарно-тематический план занятий.Разработка тематики работ.Составить список литературы для подготовки курсовой работы ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЦЕЛЕПОЛОЖЕНИЕ Разъяснение целей выполнения курсовой работыРазъяснение назначения, задач, структуры и объема, принципов разработки и оформления курсовой работы, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей, ответы на вопросы студентов. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ Консультация по выбору темы курсовой работыУтверждение темыКонсультация по выбору объекта исследования Консультация по выбору предмета исследованияКонсультация по определению целей исследованияКонсультация по определению задач исследованияКонсультация по определению методов исследований ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Консультация по выбору библиографического сопровождения и использованию Интернет-ресурсов информационно-образовательной средыКонсультация по составлению планаКонсультация по рубрикации работы ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Консультация по выполнению основной (теоретической) части работы:по теоретическим и методологическим аспектам проблемы. по выявлению исторических, национальных, местных и иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем изучаемого явления по разработке практических рекомендаций по совершенствованию изучаемого явленияКонсультация по выполнению введенияКонсультация по выполнению практической части:по изучению организационно-правовой характеристики предприятия;по построению организационной структуры предприятияпо экономическому обоснованию принимаемых решений Консультация по выполнению заключения (выводов и предложений)Контроль хода выполнения курсовой работы ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ Консультация по защитепо составлению докладапо выполнению презентации ЭТАП ПРОВЕРКИ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Проверка работы Рецензирование: оценка актуальности темы курсовой работы; уровня самостоятельности студента в процессе подготовки работы; оценка степени успешности достижения целей и задач исследования; выделение положительных и отрицательных сторон каждого раздела работы оценка обоснованности выводов и рекомендаций; оценка практической значимости исследования и определение возможностей рекомендации предложений руководству предприятий оценка логичности и грамотности изложения материала и оформления работы. Передача студенту для ознакомления и исправления недостатков ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Ознакомление с доработанным вариантом работыОрганизация защитыЗащитаВопросы преподавателяПроверка действующих моделей и образцовОбщее заключение о курсовой работе ИТОГОВЫЙ ЭТАП ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК Выставление оценкиПоощрение лучших курсовых работПланирование перспектив дальнейших исследованийНаправление курсовых работ, несоответствующих требованиям, на доработку для повторной защиты -------------- выполняет цикловая комиссия, учебная часть, ……………. выполняет преподаватель, _______ выполняет студентРисунок 6 - Операционная модель подготовки, выполнения, представления на защиту и оценки курсовой работы СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ 1.Титульный лист и содержание. Титульный лист и содержание выполняются в соответствии с образцами.2.Аннотация. В аннотации автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности в российской и зарубежной литературе. Здесь же необходимо определить объект и предмет исследования, сформулировать цели, которых стремится достичь студент под руководством преподавателя, задачи, которые будут решаться в работе, определить методы решения задач СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ 3.Введение. Введение к работе - это наиболее важная часть текста. Объем введения небольшой - от одной до двух страниц. Здесь необходимо раскрыть актуальность исследования, его цель, предмет, гипотезы и задачи, методы сбора и анализа данных, ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных проблем, с указанием фамилий самых известных авторов, чьи труды использовались в работе. Кроме того, во введении необходимо разъяснить теоретическое и практическое значение исследования. Введение пишется уже после того, как написана основная часть работы. К моменту написания введения студент должен полностью понимать выбранную тему. Собственно текст этой части работы представляет собой краткий пересказ проделанного, с учетом вышеизложенных требований. Введение не должно содержать таблиц и рисунков.Необходимо вставить введение перед первой частью работы. Объем введения 1-3 стр. Объем основной части 12-18 страниц. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Основная часть. В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 раздела, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число разделов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый раздел обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий разделы посвящены анализу изучаемого явления, выявлению его исторических, национальных, местных и иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. В последнем разделе предлагаются практические рекомендации по совершенствованию. При этом важно сохранить логическую связь между разделами, последовательность раскрытия темы. Объем каждого раздела должен составлять 5-6 страниц печатного текста. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Практическая часть. Во второй (практической) части курсовой работы раскрываются проблемные вопросы на примере конкретных предприятий, организаций, органов местного управления, исходя из общих теоретических положений. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, самостоятельные исследования, статистические данные, отражающие конкретные социально-экономические процессы в конкретной организации.Независимо от разрабатываемой тематики, раздел курсовой работы, в котором производится экономическое обоснование принимаемых решений, должен отражать следующие вопросы:Постановка экономической проблемы, цель и задача исследования.Выбор вариантов для сравнения.Статистическая обработка содержательной информации.Разработка методики расчетов:Стоимостной оценки затрат.Стоимостной оценки результатов.Расчет экономической и других видов эффективности.Выводы и рекомендации.Объем практической части 12 - 15 страниц. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Заключение. Заключение обязательно должно содержать оценку работы: что в ней получилось, а что - нет; как можно применить результаты исследования на практике; каковы перспективы дальнейших исследований. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами курсовой работы, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации. Объем заключения 1-2 страницы. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Перечень принятых сокращений. В курсовой работе используются только общепринятые текстовые сокращения[1] или аббревиатуры.Например, РФ, ЦБ и т.д.Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведён перечень принятых сокращений, который помещают после последней страницы заключения, на отдельной странице, перед перечнем терминов. [1] Целесообразно придерживаться правил сокращения слов, определённых ГОСТ 7.12-93.Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. – М.: Издательство стандартов, 1993. – 18с. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Перечень принятых терминов. Если в работе используется специальная терминология, то в конце работы перед списком литературы должен быть помещён перечень принятых терминов. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Список литературы. В конце курсовой работы в алфавитной последовательности составляется список литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Приложения. Приложения помещаются в конце работы после списка литературы в той последовательности, в которой они упоминаются в тексте. Обязательным приложением к курсовой работе является «Системная модель исследования». Также в курсовой работе возможны приложения, где размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т.н.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст, первичные документы предприятия (формы отчетности, устав, должностные обязанности сотрудников и др.). Материал, включенный в приложение к курсовой работе, согласуется с руководителем и в общий объем работы не включается.Обязательным требованием при формировании приложений является:Наличие их в содержании курсовой работы;Ссылки (по тексту) на все приложения, имеющиеся в работе;Анализ всех приложений в тексте работы по мере их упоминания или ссылок на них. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Доклад к защите курсовой работы.Доклад представляет самостоятельную работу студента, которая является кратким изложением самых значимых результатов курсовой работы и излагается в устной форме. Объем доклада должен быть рассчитан так, чтобы время на его изложение не более 7 минут. СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ Презентация. Для защиты курсовой работы оформляется доклад и презентация в формате Microsoft Office PowerPoint, не более 15 слайдов. Первый слайд содержит реквизиты титульного листа курсовой работы, второй – системная модель исследования. Презентация должна содержать текст, рисунки и таблицы, иллюстрирующие доклад к защите курсовой работы. Пример оформления титульного листа ТЕМА: «Совершенствование организационной культуры муниципальных служащих (на материалах администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области)» ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: организационная культура муниципальной службы администрации Лебедянского района Липецкой области.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: поведенческие характеристики муниципальных служащих, совокупность социально-психологических явлений, возникающих в процессе функционирования коллектива администрации Лебедянского района на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей его членов (морально-психологический климат), способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, природа внутригрупповых конфликтов, структурные элементы организационной культуры муниципальной службы. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:проанализировать современные концептуальные, теоретические и методологические подходы к изучению организационной культуры;обосновать необходимость исследования феномена организационной культуры;выявить особенности корпоративной культуры муниципальной службы и организационной культуры коллектива администрации Лебедянского района;на основе структурного анализа организационной культуры уточнить содержание её основных уровней и компонентов;определить возможности, направления и методы модернизации организационной культуры в целях содействия социальному развитию региона. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: на основе анализа существующих подходов и эмпирических данных выявить возможности, потенциал модернизации организационной культуры коллектива администрации Лебедянского района и направления, методы его повышения как фактора социального развития региона, составить этический кодекс муниципального служащего. ПРИЛОЖЕНИЕ 1СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ» ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯна курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» студента (ки) 2-го курса группы «Д» специальность 080501«Менеджмент (по отраслям)» Рыбочкина М.И.на тему: «Организация рабочего места руководителя»выполнена в соответствии с требованиями Государственногообразовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности«Менеджмент (по отраслям)» СПО.Построена по логической схеме: аннотация, содержание, введение, основная часть, практическая часть,заключение, список литературы.В основной части хорошо раскрыты следующие вопросы: Организация интерьера офиса, подходы к улучшениюкачества трудовой жизни, концепция инжиниринга, концепция реинжиниринга рабочего места.Практическая часть построена на основе исследования рабочего места старшего бухгалтера на заводе ОАОЭкспериментальный завод «Лебедянский».раскрывает значение рабочего места, как части трёхмерного пространства с наличием оборудования ипредназначенного для достижения целей.Решены задачи ознакомления с основными параметрами, характеризующими рабочее место бухгалтера, методамианализа и планирования рабочего места. Работа содержит рисунки, таблицы, графики и фотографии, которые позволяют наглядно представить путирешения рассматриваемого вопроса.Учебная и дополнительная литература изучены хорошо, самостоятельно, работа содержит примечания. Ссылки наисточники данных приведены.Поставленные в курсовой работе цели достигнуты не полностью, так как не рассмотрена возможностьреинжиниринга рабочего места старшего бухгалтераСделанные выводы отражают сущность рассматриваемой проблемы.Представленные предложения имеют практическую направленностьПредложения студента(ки) можно рекомендовать руководству ОАО Экспериментальный завод «Лебедянский» длявнедрения.Замечания и недостатки: предложения студента необходимо дополнить: рассмотреть возможность улучшенияэргономических параметров рабочего места, показать место инструментов реинжиниринга и его необходимость дляреорганизации рабочего места старшего бухгалтера.Курсовая работа выполнена самостоятельно, содержательная часть полностью раскрывает изучаемый вопрос.Тема курсовой работы раскрыта полностьюРабота к защите допущенаОценка: «отлично».Дата: «12» апреля 2010 г Подпись преподавателя Иванов И.Л.