Презентация педагогического совета на тему Мотивация к обучению — основное условие успешного обучения


Мотивация к обучению – основное условие успешного обучения. Педагогический совет. Коммунальное государственное учреждение«Общеобразовательная средняя школа №11 г. Темиртау» Подготовила заместитель директора по УР Аллянова Светлана Сергеевна Ноябрь 2014 Форма проведения: коучинг Участники: педагогический коллектив КГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау»Цель: найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации учащихся на уроках.Задачи:провести теоретический анализ понятий мотив и мотивация;изучить мотивационную сферу учащихся;обобщить опыт работы некоторых учителей школы по мотивации деятельности учащихся на уроке;найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации учащихся;наметить дальнейшие пути повышения мотивации учащихся к обучению.Ожидаемый результат: разработаны рекомендации для учителей, способствующие повышению мотивации учащихся к обучению. Программа проведения педагогического совета.1.Вступительное слово директора школы Савченко Л.Н.2.Теоретический этап. Обоснование выбора темы педагогического совета. Эмоциональный настрой.Раскрытие сущности понятия «мотив, мотивация» виды мотивов.Анализ результатов анкетирования учащихся и учителей (выступление заместителя директора по УР Алляновой С.С.)Представление практического опыта коллег по использованию методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся (выступление учителей Юневой Н.Н., Кочкаревой Т.Н., Корлевой Л.И. и Юхановой Д.Б.)3. Практический этап.Работа в группах. Разработка рекомендаций для учителей к повышению мотивации учащихся к обучению.Представление результатов работы групп.4. Экспертно-аналитический этап. - подведение итогов. - решение педсовета. 2. Обоснование выбора темы педагогического совета. - На стенах кабинета развешаны высказывания различных педагогов по определенной теме. Ваша задача прочитать все эти высказывания и встать около одной, наиболее понравившейся. Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. ГальперинВсе наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А.СухомлинскийМотивация – это человеческое стремление проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным. Абдрахам МаслоуСтрашная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. СухомлинскийВсе искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения. А. Дистервег.В течение 2 минут обсудите данное высказывание с сформировавшейся группой, выберите спикера и объясните коллективу, как вы понимаете данное высказывание и почему именно его вы выбрали (произошло деление на группы). Назовите тему сегодняшнего педагогического совета? Ученик - деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Эмоциональный настрой. Просмотр ролика «Любимые фразы учителей» Есть ли среди Вас те, кто при просмотре данного ролика смог увидеть себя? Такими нас видят наши ученики. Повышение учебной мотивации – это значит учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения. За уши зайца несут к барабану. Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья! Нет обстановки! Нет подготовки! Не вижу морковки! В.Берестов. Раскрытие сущности понятия «мотив, мотивация» виды мотивов.Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это фактор, влияющий на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия. Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения.Мотивация основывается на мотивах.Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Внешние мотивы в обучении (отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;избегание наказания).Осознанные мотивы (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию).Реальные мотивы (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения) Внутренние мотивы в обучении (удовлетворение от самой деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости для жизни,учение как возможность общения. Неосознанные мотивы (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)Мнимые мотивы (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах) Чтобы правильно применять способы мотивации или стимулирования школьников, необходимо сначала провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них интерес к учебе, т.е. явилось бы самым важным стимулом. Такую диагностическую работу провела психолог школы Сараева К.Е.Были опрошены учащиеся начальной и средней школы. Всего в анкетировании приняли участие 113 учащихся.Используемые анкеты: «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой (для учащихся начальной школы); «Определение доминирующих мотивов учения» ( для учащихся средней школы).Цель: определение уровня школьной мотивации. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть обследуемых учеников начальной школы имеет высокий и средний уровень мотивации 97%. Иначе обстоит дело с учащимися среднего звена. 61% учеников имеют среднюю мотивацию к обучению. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, а познавательные процессы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Особую тревогу вызывают 20% учащихся с низким уровнем мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, так как испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Итоги диагностики Определение причин мотивационного кризиса учащихся среднего звена к обучению. Найдите себе пару. Обсудите друг с другом следующий вопрос: «Каковы причин мотивационного кризиса учащихся среднего звена к обучению?» Запишите на листе бумаги пять основных причин. Представление практического опыта коллег по использованию методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся. Выступления:учителя математики Юневой Н.Н., учителя физики Кочкаревой Т.Н., учителя физической культуры Королевой Л.И. и учителя начальных классов Юхановой Д.Б.) 3. Практический этап.Работа в группах. Разработка рекомендаций для учителей к повышению мотивации учащихся к обучению.Представление результатов работы групп. Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов мотивационной сферы учения.Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных рекомендаций и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписав эти утверждения маркером на отчётный лист. После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и представляет свой портрет.5 компонентов мотивационной сферы учения:смысл учениямотив ученияпостановка целейэмоциональный настройинтерес к учению Рекомендации (действия) для учителей, способствующие повышению мотивации учащихся к обучению :совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;выбор средств, адекватных цели;учет возрастных особенностей школьников;выбор действия в соответствии с возможностями ученика;использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;нестандартная форма проведения уроков;создание ситуации успеха;создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;эмоциональная речь учителя;использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;применение поощрения и порицания;вера учителя в возможности ученика;формирование адекватной самооценки учащихся;стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;и другие (добавить свой вариант по мере необходимости). Для продолжения дальнейшей работы вам необходимо пересесть в группы по ШМО. Ваша задача в течение 5 минут просмотреть ещё раз выработанные рекомендации, способствующие повышению мотивации учащихся к обучению и взять для дальнейшей работы одну или две из них, для того, чтобы в течение недели ( с 12 по 19 ноября) использовать её в своей работе. Затем результат данного исследования обсудить на ШМО и выпустить лист – обобщение о полученных результатах к 21 ноября. 4. Экспертно-аналитический этап. Подведение итогов. Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных её этапах, как закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнемэтапе для педагога становится важно овладение Искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока. Решение педагогического совета. В практике педагогической деятельности использовать выработанные рекомендации по повышению учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.В методическом кабинете школы создать «копилку» педагогических приемов, упражнений, способствующих повышению мотивации на уроках.Руководителям ШМО выпустить лист – обобщение об итогах исследования эффективности применения на практике той или иной рекомендации по повышению мотивации к обучению в срок до 20 декабря 2014 года.Заместителю директора по учебной работе Алляновой С.С. запланировать и организовать во II полугодии 2014-2015 учебного года проведение открытых уроков, с целью ознакомления с положительным опытом работы учителей по заявленной теме. Памятка учителю. Помни: учитель учит внешним видом, делом, словом.Начинай урок со звонком.Радуйся встрече с классом.Организуй погружение в свой предмет.Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.• Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.Требуешь от детей — будь образцом во всем.Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.Не кричи, а учи!Познай каждого ученика.Учитель учится всегда.Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.Используй доску как информационное табло.Снимай трудности, предотвращай ошибки.Слушай внимательно ответы, не перебивай.Люби детей и себя.