«Научно — дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS,PIRLS.»


«Научно- дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS,PIRLS.»Даньярова Салтанат КенжеболатовнаУчитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 2» г. Кокшетау «Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873 Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080 Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики КазахстанЗадачи Национального плана:Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьниковобновление содержания образования (стандарты, учебные программы);2) формы и методы обучения;3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;4) программы внешкольного, дополнительного образования;5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. ГлоссарийФункциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компоненты функциональной грамотностизнания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) - оценка качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов. Проводится 4-х летними циклами с 1995 года.PISA (Programme for International Student Assessment) - оценка математической, естественнонаучной и читательской грамотности 15-летних обучающихся. Исследование проводится ОЭCР 3-х летними циклами с 2000 года. Международное исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на определение уровня сформированности у младших школьников навыков осознанного чтения текстов различного формата. Цели и задачи исследованийИсследование TIMSS и PIRLSОценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011)Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Оценка отношений и учебных стратегий Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Цели участия Казахстана в PISA, TIMSS и PIRLS:· Независимая международная оценка конкурентоспособности казахстанского образования;· Получение новых знаний эффективных замеров оценки качества образования;• Использование лучшего опыта и практики лидеров мировых образовательных систем. В TIMSS-2011 средний балл казахстанских четвероклассников в направлении математическая грамотность составил 501 и 495 - естественнонаучная компетентность (по 1000 балльной системе). В TIMSS-2015 примут участие 9 890 казахстанских школьников из 179 школ всех регионов страны (4-е классы – 4 852 чел.)В данном исследовании Казахстан будет принимать участие впервые. В апробации PIRLS-2016 примут участие 1412 учащихся 4-х классов из 14 регионов (исключением являются Карагандинская обл. и г. Астана). В исследовании TIMSS-2007 приняли участие 4271 учащийся Казахстана только 4-х классов из всех регионов страны, отобранных методом случайной выборки. Из общего числа 2599 учащихся с казахским языком обучения и 1672 - с русским. По Акмолинской области в исследовании приняли участие 5 организаций образования в количестве 94 человек:1. Анарская СШ Аршалынского района - 4Б класс, 2. Капиновская СШ Буландынского района - 4 класс, 3. СШ №3 г. Щучинска - 4А класс, 4. ШГ №8 г. Щучинска - 4А класс,5. СШ №11 г. Кокшетау - 4В классРезультаты: качество 60% и 57% в среднем.В исследовании TIMSS-2015 (апробация) со 2-4 декабря 2114г1. СШ имени Кутпанулы Аршалынского района – качество 70%2. СШ №6 с.Караоткель Целиноградского района – 73%, 50%3. НШ №8 с.Каражар Целиноградского района – 83% Анализ текущей ситуации:педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях Следующие условия:обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем. Педагогические технологиипроблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;технология формирования типа правильной читательской деятельности;технология проектной деятельности;обучение на основе «учебных ситуаций»;уровневая дифференциация обучения;информационные и коммуникационные технологии;технология оценивания учебных достижений учащихся и др. Три основных фактора Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой) Второй - компьютерные и информационные уменияТретий - коммуникативные умения Формула успехаОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЯблочки – ключевые компетенцииЛейка – учитель ТАНГРАМ НАЙДИ СЛОВАЛРОПТНАРПТТАЛАНТАМЛЬБЗСНАТНАДОЖХЭВЕАГПОЪТПНАРЕИВРАПОМОГАТЬЮЖФЙХНТАБЕЗДАРНОСТИЬЭБЙЪЛПНЕРТСПАЛДПРОБЬЮТСЯИМРЕТЭЫОПСАМИБЖП «ТАЛАНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ, БЕЗДАРНОСТИ ПРОБЬЮТСЯ САМИ» ОЗЕРОВ ЛЕВ АДОЛЬФОВИЧ Использованные источники:http://cnoko.bbs-it.su Центр независимой оценки качества образования.http://ncepa.kz/issledovaniya Информационно-Аналитический центр.www.novoselzewa.narod.ru Дидактический материал для скачивания.now_o@mail.ru Методическая литература для учителей начальных классов.www.infourok.ru персональный сайт Даньяровой Салтанат Кенжеболатовны«Учительский сайт» презентации Даньяровой Салтанат Кенжеболатовныdanyarova.saltanat@mail.ru Skype: salta27.12 Спасибо за внимание!