Презентация доклада Формирование читательских умений как фактор успешной социализации учащихся с ОВЗ


Формирование читательских умений как фактор успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида является подготовка учащихся к жизни: формирование общей культуры личности, развитие речевых, коммуникативных и трудовых умений и навыков, обеспечивающих школьникам с ОВЗ более успешную социальную адаптацию.Специалисты отмечают общее падение уровня грамотности в России. Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами.Между тем, чтение – это важнейший способ освоения социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторических и текущих событиях, нормативных представлений.Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Навык чтения определяет и эффективность обучения другим предметам. Поэтому важно контролировать процесс формирования навыка чтения каждого ученика.Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Введение Безусловно, главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребенок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Однако для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс был доведен до автоматизма.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения.Формирование навыка чтения в специальной (коррекционной) школе VII вида идет одновременно с развитием мышления и речи учащихся, расширением их знаний и представлений об окружающем мире. Особенности (или их совокупность), у первоклассников с ОВЗ:- навык чтения не сформирован (не знает всех букв; знает буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам);- ребенок – левша;- ребенок посещал логопедическую группу (по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН), общего недоразвития речи (ОНР), для детей с заиканием ;- есть проблемы с мелкой и общей моторикой;- присутствует двуязычие в семье (билингвизм);- у ребёнка вялая артикуляция, нарушение звукопроизношения;- словарь не соответствует возрастной норме;- в речи присутствуют аграмматизмы;- связная речь не развита. 1. Слог + слог.2. Слог + слово.3. Слово + слог.4. Целое слово (группы слов). Поэтапное овладение способами чтения Проблемы формирования читательских умений:1. Анализ школьных учебников показывает, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык синтетического способа у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту.2. Учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка для того или иного способа чтения, что способствовало бы плавному переходу ребенка от одного способа к другому.3. Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты, включающие слова со сложной звуковой структурой и грамматической конструкцией.4. Ребенку, находящемуся на этапе послогового способа чте­ния, трудно справиться с текстами, которые включены в учебники 1 класса, так как при отсутствии автоматизированного навыка чтения большая нагрузка при слогослиянии ложится на память ребенка.5. Автоматизация навыка чтения - это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет и более. Школьная программа не дает нам такой возможности. Практическое применение таблиц М.Л. Свободиной – Н.Г. Лукашенко для развития и коррекции навыка чтения у учащихся 1-х классов, имеющих речевые нарушения Установление прочных связей в системе работы речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов. Используется утрированная артикуляция звуков.На первых этапах обучения чтению и письму с проговариванием используется аллегория «Директор», позволяющая показать необходимость утрированного проговаривания звуков при чтении и письме. Развитие мелкой моторики рук формирование навыков каллиграфии:используются тетради с дополнительной строкой и письмо карандашом (можно стереть, легче отрабатывается каллиграфия).Создание ситуации успеха:- похвала;- выполнение заданий по силе;- использование игры- ведущего метода воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Тренировка различных психических функций.Используются специальные упражнения, которые предлагаются психологами:- игры с мячом;- комплекс кинезиологической гимнастики;- пальчиковая гимнастика;- массажные мячи;- квадрат Шульте;- упражнение «корректурная проба». 1. Уточнение понятия гласных и согласных звуков.2. Уточнение понятие звонких и глухих согласных.3. Объяснение необходимости утрированного артикулирования.4. Чтение букв в различном порядке с усиленной артикуляцией.5. Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать.6. Письмо с проговариваем букв закрытых слогов, открытых слогов, коротких слов. Таблица №1 «Интонированные звуки» Таблица №2 «Неинтонированные звуки» 1. Чтение букв в различном порядке.2. Письмо отдельных букв, кроме йотированных.3. Письмо букв Я, Е, Ё, Ю.4. Письмо слогов типа АК, ОТ, УД, ЯМ, ЁР, ЮН, КА, ТО.5. Самостоятельное составление слов из 3-4 букв, их запись. Таблица №3 «Закрытые слоги» 1. Чтение слогов по 1-2 строки.2. Придумывание слов, которые могли бы закончиться этими слогами.3. Записывание серий слогов в тетрадь.4. Записывание простых слов, которые заканчиваются на эти слоги. Таблица №4 «Открытые слоги» 1. Чтение по одному слогу, по строчкам.2. Нахождение спрятанных слов (ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ) и их запись в тетрадь.3. Придумывание слов, частью которых являются эти слоги (ЛЫЖИ, ФАРЫ, РУКА).4. «Дикарское» чтение – разговор (СЫ-МО-НУ? СО-ВУ-ЖУ). Таблица №5 «Контрольная таблица» 1. Утрированное чтение и письмо (под диктовку) с проговариванием по строчкам, столбикам и диагоналям.2. Чтение «по-дикарски».3. Запись двухсложных «дикарских» слов под диктовку и списывание.4. Придумывание слов, частью которых являются эти слоги, их запись (упражнение можно проводить в виде соревнований). Таблица №6 «Мягкий знак» 1. Серия упражнений на развитие фонематического восприятия.2. Игры с мячом (Б-Б/, АН-АН/, КОН-КОН/).3. Чтение таблицы (без мягкого знака и с ним).4. Упражнения в тетради (вставь мягкий знак в слово).5. Списывание текста, содержащего слова с мягким знаком. Таблица №7 «Дерево слогов» 1. Утрированное чтение и письмо (под диктовку) с проговариванием по строчкам, столбикам и диагоналям.2. Чтение «по-дикарски» по 2-3 слога.3. Образование слов путем добавления буквы с одной или двух сторон.4. Нахождение и запись слов среди слогов (УХО, ОСЫ, УХА). Таблица №8 «Слова» 1. Чтение по строчкам, столбикам и диагоналям.2. Выписывание слов:а) с мягким знаком на конце;б) обозначающих живые предметы;в) обозначающих растения;г) с гласной в конце;д) где в конце слышится один звук, а пишется другой. Таблица №9 «Узнай букву» 1. Упражнения на различение письменных и печатных букв.2. Нахождение похожих элементов букв.3. Картинный диктант. Простые слоговые таблицы Занимательный материал Таблицы Шульте – прекрасное упражнение для развития внимания. Здесь не требуется что-то сопоставлять или делать выводы, задача – просто искать цифры в определённой последовательности.Это упражнение даёт превосходную нагрузку на лобные доли мозга – иными словами, именно на те области, что не только управляют вниманием, но и отвечают за планирование деятельности (и последующего воплощения планов) и то, что мы называем силой воли.Некоторые авторы утверждают, что занимаясь с таблицами Шульте по 10-15 минут в день, можно очень сильно повысить внимательность и развить многие другие способности мозга. Помимо того, что происходит тренировка внимания, идет тренировка памяти и повышение продуктивности. Таблицы Шульте способствуют Таким образом, в основу формирования процесса чтения учащихся с ОВЗ и должно быть положено привитие устойчивого интереса к книге, любви к чтению.Как психолого-педагогическое явление, формирование интереса к книге у обучающегося с ОВЗ, любви к чтению становится процессом, управляемым только при соблюдении строго определенных условий, а именно:Если объекты (книги), интерес к которым мы хотим воспитать у детей с ОВЗ, будут окружать учащихся повседневно. И чем более привлекательней эти объекты по внешнему виду, чем разнообразнее, тем больше интерес вызывают они интерес у данного контингента обучающихсяЕсли содержание работы над развитием читательских способностей планируется педагогом в строгом соответствии с уровнем фактических знаний и умений по чтению, а также с психо-физическими возможностями каждого обучающегосяЕсли учебная деятельность обучающихся с книгой организована таким образом, чтобы индивидуальное удовлетворение возникшего интереса стало для каждого ребенка доступным и необходимым, способствовало коррекции психо-физических особенностей каждого обучающегося, раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка, его полноценной адаптации в социуме.. Выводы: