Презентация рецензии Изложение развития педагогических учений на Западе в учебном пособии по истории педагогики» . для студентов педагогических вузов


«Изложение развития педагогических учений на Западе в учебном пособии по истории педагогики» аспирантка 1 года обучения АСОУ Каменская Оксана Александровна РЕЦЕНЗИЯ текст, содержащий разбор и оценку какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, данную лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). ЗАПАД. Политический словарь. Запад — обобщённое наименование стран золотого миллиарда, высокоразвитых государств, преимущественно находящихся к западу от Российской Федерации. В устах демократов Запад — это образец демократии, высший идеал всех государств мира, желающих освободиться от оков тоталитаризма. Запад характеризуется наличием открытого общества, контролирующего государство и власть, использованием в хозяйственных отношениях исключительно рыночной экономики, а также полноценной частной собственностью, которая пронизывает все аспекты жизнедеятельности как всего общества в целом, так и каждого его индивидуума. За́падный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. РЕЦЕНЗИЯ учебное пособие Корнетов Г.Б.История педагогики: Введение в курс "История образования и педагогической мысли": Учебное пособие. Гриф УМО. 3-е изд. – АСОУ, 2011. – 260 с. (Серия "Историко-педагогическое знание".Вып. 38.Учебное пособие адресовано студентам педагогических специальностей. Инновационность авторского подхода Актуализация истории образования и педагогической мысли как диалог, позволяющий улавливать бесконечное богатство содержащихся в них смыслов, постижение которых помогает будущим педагогам в их профессиональном самоопределении. Архитектоника учебного пособия программа, очерчивающую круг вопросов, которые должны быть рассмотрены при изучении темы; рекомендации и материалы к изучению темы; источники для организации творческой работы студентов; вопросы и задания преимущественно поискового характера; список основной и дополнительной литературы Цель курса - обеспечение развития педагогической культуры студентов, их педагогического мировоззрения и педагогического мышления. Знакомство с мировым педагогическим наследием формирование у студентов представлений о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко - педагогического процесса, о его единстве и многообразии, а также об источниках и методах изучения и понимания педагогических феноменов прошлого; уточнение и обогащение имеющихся у студентов представлений о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности, о трактовках природы педагогического знания, о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи у разных народов; выработка у студентов системы педагогических ценностей, умения сознательно ориентироваться в многообразных подходах к постановке целей и организации образования, идентифицировать их с конкретными педагогическими традициями, соотносить с различными представлениями о природе человека, общества, познания, с нравственными императивами и эстетическими идеалами. Этапы развития педагогических учений. педагогика Западной Европы начала I тыс. н.э. до XVI века, Западная педагогика XVII–XVIII вв., Западная педагогика XIX в., Западная педагогика конца XIX–начала XX в. связь педагогических учений Запада с духовной жизнью общества и практикой образования. синтез христианства и образовательных традиций античного общества в Византии и Восточной Римской империи. влиянии деизма, роста атеистических настроений в XVII столетии. Человек обладает врождённым стремлением к знанию. Возникновение пансофических школ. Упадок традиций институтов социализации (семьи, ученичества, развитие школьного дела в Западной Европе XIX века). Человек представлен как индивидуальность, личность. Направления педагогических учений ЗАПАДА. религиозное направление (Василий Великий, Блаженный Августин), схоластической направление (Пьер Абеляр, Гуго Сен-Викторский), реформаторское направление (Мартин Лютер, Ж.Ж. Руссо), практицизм, рационализм (Дж. Локк, Дени Дидро), философское направление (Им. Кант, Г.В. Гегель), демократическое направление (И.Г. Песталоцци), утопическое социальное направление (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), позитивизм (Г. Спенсер), иррационализм (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), педоцентризм (Дж. Дьюи, Э. Кей), направление свободного воспитания (М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо), гуманистическое направление (П. Верджерио, Ф. Рабле, Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Х. Вивес, Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К. Роджер, А Маслоу) и т.д. В XVI в. в Западной Европе окончательно определилась перспектива буржуазного развития. Христианство стало основой духовной жизни, пронизывая и обыденное, и теоретическое сознание. Рационализм не противостоял вере, а органически дополнял ее, все более превращаясь в знамя духовного развития. Человек получал право на индивидуальность, на свободу выбора. В этих условиях на фоне безусловного господства в практике массового образования традиционных механизмов социализации наметилась возможность их постепенного поворота к формированию активной, самостоятельной, критически мыслящей личности. К середине XIX в., когда построенная почти "по Гегелю" западная массовая школа начинает работать в полную силу, оказывается, что вместо того, чтобы слиться с "общим", с государственным "целым", личность безнадежно теряется в нем, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. На протяжении XIX столетия пути преодоления этой антиличностной тенденции в широком социально-педагогическом контексте искали социалисты-утописты, вслед за ними марксисты, деятели рабочего и социалистического движения. Усилились попытки сохранить индивидуальное начало личности, спасти ее от растворения в обезличенной действительности посредством обращения к иррационализму, найти рационально-утилитарные пути развития личности. В конце XIX–начале ХХ столетия развитие теории и практики образования западного индустриального общества осуществлялось во взаимодействии трех указанных педагогических парадигм – "школы учебы", "школы труда" и "свободной школы". Взаимодействие этих парадигм во многом определило развитие отечественной педагогики на рубеже веков. В последней трети ХХ столетия на Западе дальнейшее развитие получили рационалистически интерпретированные подходы к постановке и решению проблем воспитания и обучения человека с развитой индивидуальностью, способного к критическому постижению и преобразованию мира, к самореализации себя в социуме. Несмотря на наличие разновекторных тенденций в развитии теории и практики образования западной цивилизации на этапе становления постиндустриального типа социальности, именно указанные подходы определяли сущностную линию направленности их эволюции, их уникальность. В ходе изложения материала Г.Б. Корнетов даёт отрывки педагогических работ западных мыслителей для чтения с целью ознакомления и обсуждения, что придаёт учебному пособию практико-исследуемую значимость, познавательный, содержательный характер. Автор создаёт реальную возможность сделать обучение познавательным, увлекательным, интересным на основе представленного материала.