Положительная мотивация — залог успеха в изучении английского языка


Положительная мотивация- залог успеха в изучении английского языкаПроектная работа ученицы 10 классаГусельниковой Галины Руководитель: учитель английского языкаЕрмакова Ирина Владимировна Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученикеохоту к овладению знаниями. Приохотитьребенка к учению гораздо более достойнаязадача, чем приневолить. К.Д. Ушинский Актуальность данного исследования состоит в том, что специфической особенностью английского языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто происходит так, что к концу уже первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается. Как облегчить процесс овладения английским языком? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Цель исследования:  Выявление мотивационных установок у  школьников при изучении английского языка. Задачи:1)Провести исследование мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.2)Выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.3)В ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания ими практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке.4) Проанализировать результативность проведенного исследования. Объект исследования: Процесс выявления преобладающих видов мотивации при изучении английского языка у учащихся нашей школы. Гипотеза:Изучение мотивации при обучении английскому языку позволит повысить интерес к предмету и, как следствие, качество знаний учащихся. По определению крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека А.К.Марковой Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).Мотивация – это сложная сфера детерминации поведения школьника. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами.Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом.Виды мотивации: Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.«Если я буду учить английский, то сдам экзамен на отлично».Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.«Если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не оставят на второй год». Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета (Т.Д.Дубовицкая) Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предмета английский язык. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Учащимся было предложено выразить свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя следующие обозначения: Верно (++); Пожалуй, верно (+); Пожалуй, неверно (-); Неверно (--). Подсчет показателей опросника производился в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно, неверно). За каждое совпадение с ключом начислялся один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета. Проведя данную диагностику, можно определить ряд учащихся, заинтересованных предметом, а, следовательно, нуждающихся в поддержании этого интереса, и учащихся с внешней мотивацией, с которыми необходимо проводить более тщательную работу по выявлению доминирующей мотивации с привлечением родителей и школьного психолога. Уровни учебной мотивации:1) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.2) хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. 3) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. 4) низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. 5) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении. Опираясь на уровневый подход в формировании учебной мотивации, учащихся каждого класса можно условно разделить на 5 групп. А для того, чтобы выявить доминирующие мотивы, я провела диагностику доминирующих мотивов. Диагностика «неоконченного предложения» (А.К. Маркова) Ребятам было предложено закончить предложение. Я изучаю английский язык для того, чтобы:- больше знать;-найти престижную работу;-не опозорить класс;-доставить радость родителям;-не отставать от друзей. По ответам детей был определен круг мотивационных установок и мотивов, составлена диаграмма по группам учащихся. Диагностика доминирующих мотивов Опираясь на доминирующий мотив можно выбрать вид деятельности, методы и приемы по работе с конкретным учеником, найти способы повышения мотивации на разных этапах обучения. С целью определения возможного снижения интереса к изучению английского языка с возрастом, мною было проведено анкетирование по вопросам:1)Нравится ли тебе предмет английский язык?2)Радуешься ли ты, если урок отменят?3)Хотел бы ты получать домашнее задание или нет?4)Заставляют ли тебя родители учить английский язык или нет?5) Какая работа на уроках английского языка тебе нравится больше всего?6) Нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету? Анкетирование среди учащихся Результаты анкетирования: Проведение исследования среди родителей Интервьюирование учителей иностранного языка нашей школы 6).Какие условия поддержания учебной мотивации Вы признаете: Выводы:1)Родители осознают, что современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства;2) Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации;3) При переходе в старшее звено наблюдается тенденция снижения мотивации к предмету. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в учебе. Предложения1).возможность использования на уроке компьютера и сети Интернет для того, чтобы переписываться со сверстниками – иностранцами; 2). просмотр видеофильмов без перевода. Кроме художественных  можно  использовать и собственные видеосъёмки тех, кто был в США,  Великобритании  или  других англоязычных странах; 3).чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков: урок-общение, урок-фантазия, урок-драматизация, урок поэзии, видеоурок, урок-игра, урок-тест; 4).  проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. Спасибо за внимание!