Презентация по литературе на тему Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (6 класс)


Открытый урок по литературе (по творчеству М.Ю. Лермонтова) «Утес»«Листок»«На Севере диком…» Проверка домашнего задания Что было задано на сегодня?Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»? ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.Выхожу один я на дорогу…Один и без цели по свету ношуся давно яОдиноко он стоит6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… Лексическое значение ОДИНОКО одинокий один одиночество Задачи: вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества;учиться определять основную тему лирического произведения;учиться анализировать и сравнивать литературные произведения;повторить литературоведческие понятия. Цели урока Выявить ключевые образы стихотворенийРоль изобразительно-выразительных средств языка Дать интерпретацию поэтического текста Попытка проникнуть в творческую лабораторию Сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига;мотив странничества;мотив изгнанничества;мотив сна;мотив памяти и забвения;мотив одиночества… Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова». Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить.Делить веселье все готовы –Никто не хочет грусть делить. М.Ю. Лермонтов Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.Необычный порядок слов в предложении.Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов М. Ю. Лермонтов «УТЕС» Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне. Творческая лаборатория «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников Роль эпитетов Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”. Образы, герои, характеры КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? МОГУТ ЛИ ТУЧКА и УТЕС БЫТЬ ВМЕСТЕ?АНТИТЕЗА «ЛИСТОК» 1841г Как построено это стихотворение?- Какова композиция стихотворения?- Сколько строф в стихотворении? Особенности стихотворения Антитеза   стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения). Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Мотивы одиночества, странничества На севере диком На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой-В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утёсе горючемПрекрасная пальма растёт. Приобретаем опыт Плохо, когда одиноко. Нужно иметь друзей.Помоги тому, кому одиноко. Обобщение информации С каким новым термином познакомились?Каков лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?Что удалось повторить, закрепить?Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?На сколько каждый из вас поработал? Домашнее задание Стр. 156-158, выучить и проанализировать 1 стихотворение;Составить синквейн «Одиночество»Вн. чтение: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» Автор проекта: Рябова Т.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п. им. В.И. Ленина» МО «Барышский район» Ульяновской области