Презентация Развитие дивергентного мышления на уроках математики


Развитие дивергентного мышления Джой Пол ГилфордАмериканский психолог Один из основателей психологии творчества Автор концепции дивергентного мышления и трехмерной модели интеллекта Конвергентное мышление(от латинского cоnvergere – сходиться) это фокусировка на главном решенииэто последовательное, логическое, однонаправленное мышление Дивергентное мышление (от латинского divergere – расходиться) творческое мышление, применяемое для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. беглость мысли оригинальность чувствительностьобразностьКомпоненты дивергентного мышления Вид мышленияОсобенностьКлючевая характеристикаКонвергентноеНаправлено на поиск единственно верного решенияОсведомлённостьДивергентноеПорождает множество решений одной задачиНаходчивость, оригинальность Основные формы учебная деятельность на уроке; кружки; факультативы; экскурсии; учебно-исследовательская деятельность Методы и приемы поисковый метод; словесный; игровой; практический; использование компьютерных программ; прием художественного творчества; прием обращения к индивидуальному опыту Чистописание: по пи пе :Вспомните слова, которые начинаются на слог по (пи, пе:);начинаются со слога пол (пил, пен:);заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:); в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:).Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю.Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П. Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.Ужи, мыши, моржи Свет - яркий, ласковый, живой;солнце - ...утро - ...лампа - ...костер - ...свеча - ...Темнота - закрытый, ночной;ночь - ...вечер - ...пещера - ...Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметовколодец - паркет; бревно - коробка;облако - дверь; кукла - снег Определить причины возникновения ситуаций Утром Дима проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. Сидевший у ног хозяина пес, грозно зарычал на маленького котенка. Подумай, что может произойти, если ... "... дождь будет идти, не переставая""... люди научатся летать, как птицы""... собаки начнут разговаривать человеческим голосом""... оживут все сказочные герои""... из водопроводного крана польется апельсиновый сок" Придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи«Облака – загадки» Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злойНарисуй что-то интересное, используя данные фигуры задачи с несформулированным вопросом задачи с недостающими данными задачи с излишними данными задачи с несколькими решениями задачи с меняющимся содержанием; задачи на соображение, логическое мышление дивергентные задачи, связанные с движением комбинаторные задачи задачи на построение и конструирование геометрических фигур задачи на оптимизацию задачи на магические квадраты задачи на общность признаков задачи на версии причин событий задачи на составление по заданному решению или уравнению прогностические задачиМатематика Соблюдая какой порядок, могут идти по улице всадник со своим малолетним сыном?(м, р, к) (м, к, р)(р, м, к) (р, к, м)(к, м, р) (к, р, м)(мр, к) (к, мр) (мк, р) (р, мк) (рк, м) (м, рк) Расстояние между двумя муравейниками 20 метров. Из этих муравейников одновременно вылезли 2 муравья и побежали со скоростью 5 м в минуту. На каком расстоянии они окажутся через 1 мин?В магазин привезли 5 коробок конфет по 10 кг в каждой. За неделю продали 40 кг. Сколько коробок осталось в магазине? Школьники из Ставрополя собрались на каникулы поехать в Москву, посетив попутно город-герой Волгоград. Из Ставрополя в Волгоград можно отправиться на поезде или автобусом, а из Волгограда в Москву на самолете, поездом или теплоходом. Какие маршруты могут выбрать ребята для осуществления своего путешествия?СВВММММММпасптспт(П,С); (П,П); (П,Т); (А,С); (А,П); (А,Т) Как разрезать фигуру на четыре равные части? Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменных? Литературное чтение«Вживление в образ литературного героя»Окружающий мир«Что случится, если……» исчезнут комары перестанут идти дожди люди вырубят леса Приёмы ТРИЗа (теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера)СОВЕШНИК: Вспомни героев истории про Винни–Пуха Совешник – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом? Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика ГРОМАДНЮЩЕЕ: Представь, что сегодня ты неожиданно превратился в Мальчика-с-пальчика или Дюймовочку Оглядись вокруг. Опиши в форме сказки, что и кого ты видишь, используя для слов увеличительные суффиксы Приёмы ТРИЗа (теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера) Метод «Фокальных объектов»Приёмы ТРИЗа (теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера)Фантастическая школьная доска XXII векаДоскаЦветок ЗапахМашина СкоростьЧасы ВремяКран ВодаЛампа СветМобильник SMSТетрадь Лист Модифицированные тесты Гилфорда и Торренса1. Использование предметов (варианты употребления) Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. 2. Последствия ситуации Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. 3а. Слова Модификация для детей 5—8 лет. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. 3б. Выражение Модификация для детей 9—15 лет Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. 4. Словесная ассоциация Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. 5. Составление изображений Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. 6. Эскизы Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. 7. Спрятанная форма Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображенииМодифицированные тесты Гилфорда и Торренса