Использование арт-терапии в работе с детьми группы риска


Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать Подростки «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних 1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.4.Аутодеструктивное поведение — разновидность девиантного поведения, характеризующаяся поступками, угрожающими развитию и целостности личности субъекта поведения. "Аутодеструктивное поведение" подростков - это проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, противоречащих социальным нормам. В результате подростки вольно или невольно причиняют существенный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию. 1. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Их поведение представляет определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам. 2. Во- вторых эта категория детей рассматривается с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери здоровья, нормальных условий полноценного развития и т.д. социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семьеизучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность 1.Приветствие. Дать воды (при необходимости)2.Как я могу тебя называть? (некоторые подростки не хотят чтоб их называли по имени, поэтому они продумывают себе другое имя)3.Расскажи о своей проблеме, что случилось?4 Установление контакта. Слушаем, присоединяемся в позах.5.Спина, ноги все движения копировать, чтоб он видел , что вы заинтересованы.(конгруэнтность).6. Что ты хочешь или как ты хочешь, чтоб твоя проблема решилась?7. Что ты делаешь для этого? Как я должен тебе помочь? как должны помочь окружающие?8.Как ты хочешь чтоб это сказали или сделали? Каким образом? («Я хочу чтоб попросили прощения,» и т.д.)9.Что для этого нужно? (Поиск ресурсов)10. Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной.Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. Проективный тест Сильвера.Цель: определение суицидальных рисков, острых кризисных состояний.Оборудование: цветные карандаши, простой карандаш, ручка, лист бумаги А4.Проективный тест «Линия жизни».Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни. Обратить внимание собственные ресурсы.Оборудование: лист бумаги, карандаши.Проективный тест «Три дерева».Цель: Изучение внутрисемейных отношений.Оборудование: цветные карандаши, простой, карандаш, лист бумаги А4. «Ваши суицидальные наклонности.»(З.Королева)Цель: определение суицидальных наклонностей у подростков.Оборудование: бланк и простой карандаш.Арт-метод «Упражнение с пластилином»Цель: определить подлинные переживания и глубинные бессознательные процессы.Оборудование: Лист бумаги А4, пластилин.Арт-метод «Рисунок левой рукой».Цель: направление эмоциональной сферы подростков с негативной на позитивную.Оборудование: Лист бумаги А4, простой карандаш, цветные карандаши. Благодарю за внимание!!!