Презентация Организация логопедической работы в условиях отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями


Организация логопедической работы в условиях отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Учитель-логопед Нигматуллина З.Н. Целью логопедической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями является развитие речи, коррекция ее недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. Условия эффективности коррекционной работы заинтересованность всех сторон (педагогов, родителей, детей);единство целей, методов, требований в отделении реабилитации и в семье; целенаправленность и систематичность проведения коррекционных занятий с детьми;доброжелательность и терпение со стороны взрослых, вера в ребенка;учитывая индивидуальные особенности ребенка, не допускать переутомления ребенка, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;анализировать результаты коррекционной работы с детьми (карта развития). Основные принципы психокоррекционной помощи Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона. Очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психоречевом развитии ребенка: чем раньше начата работа с малышом, тем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность. Коррекционная логопедическая работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. В связи с тем, что уровень речевого развития не зависит от возраста детей, имеющих сложную структуру дефекта, коррекционная логопедическая работа соответствует уровню речевого развития ребенка, а не его биологическому возрасту. Широко используются на логопедических занятиях пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Использование компьютерных программ в работе логопеда Как часто в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере… Формы работы логопеда с педагогическим коллективом: Тематические педсоветы, консультации для специалистов учреждения;Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе;Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;Круглые столы. Выступление на городском методическом объединении логопедов с докладом «Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Формы работы с родителями Дни открытых дверейАнкетированиеПосещение семьи на дому Оформление информационно-методических выставок для родителей.Индивидуальные и групповые беседыРодительские собрания«Круглые столы»СеминарыОткрытые занятия Выездной семинар в санатории «Талкас» для родителей детей - инвалидов Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Во время занятий дети и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.