Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми .


Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми Учитель-логопед Нехаева Людмила Борисовна МБДОУ Детский сад №175 «Непоседы» "Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». / Л.С.Белинсон/ Экскурс к истокам современной концепции.Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Современная концепция дошкольного воспитания - начало реформы дошкольного образования ставит основную задачу в воспитании и обучении детей с нарушениями речи через взаимодействие с родителями. Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик – новаторы идеи разнообразия форм и методов работы МБДОУ с родителями учителя-логопеда. В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. ( Закон об образовании Р Ф от 1 сентября 2013г.)Новизна этих отношений выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии.Необходимо обновить и систематизировать  эффективные подходы,  формы, принципы с учетом изменившейся ситуации. 
Актуальность 1.Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается с каждым годом.2. Родители показывают низкий уровень педагогической осведомленности, зачастую они озабочены пребыванием ребенка в условиях логопедической группы, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно;3. Различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.4. Современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка; Основные противоречия.1.Необъективная оценка родителей психоречевого развития детей.2. Неадекватная реакция родителей на поставленный их ребенку диагноз.3. Несерьезное отношение родителей к выполнению домашнего задания. Корректная оценка родителей психоречевого развития детей.Осознанная реакция родителей на поставленный их ребенку диагноз.Предельно серьезное отношение родителей к выполнению домашнего задания. Целиоказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей; разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы. Пути формирования педагогической компетенции у родителей дошкольников Выставка пособий «развивающая среда» Коллективные нетрадиционные формы работы Индивидуальные формы работы Наглядная форма работы результаты Решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Начало года.10%-20% (15%) - родителей не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают.44%-37% (40,5%) - не адекватно реагируют на поставленный их ребенку диагноз. 38%-37% (37,5%) - родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.80%-– не серьезно относятся к выполнению домашних заданий, как одно из составляющих всей работы логопеда.Конец года70% - родителей могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, занимаются регулярно со своим ребенком и активно содействуют исправлению его речевого дефекта. 85% - принимают сознательно рекомендации специалистов и соглашаются с поставленными ими диагнозами. 68% - достигают необходимого уровня педагогической грамотности.90% - оказывают своим детям регулярную помощь в выполнении домашних заданий. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества логопеда и родителей Спасибо за внимание!