Презентация Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе


Проблема адаптации первоклассников к обучениюВыполнил:педагог-психологГалимова Л.П.Зверево2016 Цель работы Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, ребенок попадает в новую для себя среду, практически все дети переживают и волнуются. Это выражается по-разному: привлекают к себе внимание, с трудом вступают в контакт с учениками и учителями. Первоклассникам трудно ориентироваться в пространстве школы, им неизвестны многие правила поведения в школе, на уроках. Детям предстоит познакомиться друг с другом, построить свои отношения с одноклассниками. Все это замедляет процесс адаптации к школе. Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и  далеко не у всех детей протекает безболезненно. Поэтому целью данной работы является изучение проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе ПланОсновные понятияЭтапы школьной адаптацииУровни адаптации к школеУровни готовности к школеФизический компонентПсихологический компонентСоциальный компонентРекомендации психолога учителямРекомендации психолога родителям Основные понятияАдаптация (лат. adapto  – приспособляю)  – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Этапы школьной адаптации1 этап – ориентировочный. В ответ на весь комплекс новых воздействий отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Продолжительность периода – 3 недели.2 этап – неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на воздействия. Продолжительность периода - около 2 недель.3 этап – период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются  1-4 недели. Уровни адаптации к школеВысокий уровень- обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;- учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;- внимательно слушает учителя;- выполняет поручения без внешнего контроля;- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;- занимает в классе благоприятное статусное положение.Средний уровень– обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;- школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;- общественные поручения выполняет добросовестно;- дружит со многими одноклассниками. Уровни адаптации к школеНизкий уровень- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;- наблюдаются систематические  нарушения дисциплины;- школьный материал усваивает фрагментарно;- самостоятельная работа с учебником затруднена;- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;- в школе имеет мало друзей. Уровни готовности к школеФизический;Психологический;Социальный. Физический компонентподразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями (вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья).Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:– уровень нервно-психического и физического развития;– показатели функционирования основных систем организма;– уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения. Психологический компонентвключает:– развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;– развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);– саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;– вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);– интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Социальный компонентсвязан с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности Рекомендации психолога учителю1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.обеспечить своевременную смену видов деятельности;не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении.4. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.5. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.6. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.7. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.9. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.10. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.11. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры.12. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.13. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения. Рекомендации психолога родителям первоклассниковОрганизуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.Перед началом выполнения домашнего задания, выключите  радио, телевизор.Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню: - собрать школьные принадлежности; - подготовить обувь, одежду.Рационально организуйте режим дня.К делам детей относитесь внимательно,  доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра! ВыводыАдаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.Адаптация ребенка к обучению проходит в несколько этапов. Продолжительность адаптационного периода индивидуальна и зависит от многих факторов.Адаптация первоклассников к школе проходит более успешно, если у ребенка сформированы физиологический, психологический и социальный компоненты.Успешной адаптации детей к обучению способствуют комплексная работа педагога в школе и родителей дома. Список литературыБезруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.: «АСТ», 2004.Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: «Академический проект», 2004.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003.Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000Ускова С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: «СФЕРА»,1998.