Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве техникума.


Организация психолого-педагогическогосопровождения адаптации студентов-первокурсников в образовательномпространстве техникума. Педагог-психолог I квалификационной категории Мифтахутдинова Дина РинатовнаКанаш 2015Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Способность АДАПТИРОВАТЬСЯ, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с профессиональным образованием. Профессиональная адаптация, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;Социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.Выделяют две стороны адаптации студентов: Изменения привычного ритма жизни (студенты не привыкли к самоконтролю);Недостаток времени на самоподготовку (неумение правильно распределять его, и засиживание в компьютерных играх);Разлука с родителями, родственниками;Перегрузки учебной деятельности (изменение учебной нагрузки и замена уроков - парами);Сложность учебного материала;Отсутствие навыков учебной деятельности;Отсутствие культуры ведения дискуссии (частая причина - языковой барьер);НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К БЫТУ.Главные трудности студентов-первокурсников, с которыми им приходится чаще всего сталкиваться: Отсутствие навыков самоконтроляНекоммуникабельность;Основной контингент иногородний, соответственно выйдя из под опеки родителей студенты начинают свою «самостоятельную жизнь»Основная причина всех проблем студентов. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в пространстве техникума Главная задача психолого-педагогического сопровождения студентов заключается в: Осуществление системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов;Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;Установление и поддержание социального статуса первокурсника в новом коллективе;Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. 1 этап. Входная диагностика соматического и психологического статуса первокурсников;Социально-психологическая поддержка вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду;Проводимые психолого-педагогические мероприятия условно можно разделить на 3 этапа: 2 этапКомплексное индивидуально-психологическое обследования студентов;Выработка рекомендаций кураторам по взаимодействию с каждым из студентов;Разработка индивидуальных программ сопровождения для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.Проводимые психолого-педагогические мероприятия условно можно разделить на 3 этапа: 3 этапИспользование полученной ранее информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагога-психолога для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; Коррекционно-просветительская работа со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам;Консультации и просвещение студентов, педагогов, родителей по возникающим проблемам.Проводимые психолого-педагогические мероприятия условно можно разделить на 3 этапа: Кураторы и студенты в индивидуальной форме по результатам диагностики проходят консультации и получают рекомендации по оптимизации процессов обучения и воспитания. Созданы и успешно работают студенческие клубы и кружки;С целью формирования здорового образа жизни и сплочения коллектива в техникуме проводятся «Дни здоровья», акции «Молодежь за ЗОЖ»;Наши студенты активно участвуют во всех общественных мероприятиях, проводимых как на городском уровне, так и на Всероссийском. Итог осуществления психолого-педагогического сопровождения Формирование конкурентоспособного молодого специалиста.Разносторонне развитую личность;Нестандартно мыслящий;Обладающего широким кругозором профессионала;Граждански-активного человека;Нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности. Учиться в КанТЭТ не так уж трудно, главное - уловить ритм, по которому работает система и НЕ ПУСКАТЬ ВСЕ НА САМОТЕК!Настройте своего первокурсника на серьезный лад! Чаще напоминайте ребенку о том, что учеба нужна, прежде всего, ему, а не Вам и тем более преподавателям, и никто не будет бегать за студентом и упрашивать, чтобы сдали зачет или экзамен.Роль родителей в успешной адаптации студентов велика!Рекомендации педагога-психолога ДЕЛИКАТНО интересоваться его жизнью, а особенно тем, что нового он узнал на лекциях!Поддерживать связь с кураторами и администрацией техникума;Желательно незаметно для первокурсника!Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам;Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения;Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность; Будьте внимательны к тем изменениям, которые Вы замечаете в своем ребенке!ГЛАВНОЕ!!! Спасибо за внимание!