Презентация на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения»


Учитель русского языка и литературы МБОУ «Комсомольская СОШ №1»Воробьёва Надежда Ивановна Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Образовательная: формировать навыки работы с различными приёмами сжатия исходного текста;формировать умение выделять в тексте микротемы;Отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; Воспитательная: формирование внимательного отношения к русскому языку. Задачи урока:Повторить приемы сжатия текста.Научить применять приемы сжатия текста на практике.Повторить особенности публицистического текста.Познакомить с текстом на литературную тему. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения). Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности. Что такое публицистика?Литература по общественно – политическим вопросам современности. Назовите характерные стилевые черты публицистики. Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция. Какие языковые средства характерны для публицистического стиля? Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера. Какие жанры публицистики вам известны? Статья, репортаж, интервью, заметка. Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене отдано предпочтение сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать кратко и связно. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Информация текста Без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нём Повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации Главная Второстепенная К основным языковым приёмам компрессии текста относятся исключение обобщение упрощение Исключение повторов п Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства - это неотъемлемая часть нашей личности. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Неотъемлемая часть нашей личности. Исключение одного или нескольких синонимов Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными , ясными лицами. Попечителем одной из школ был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение поясняющих, уточняющих, вводных конструкций. Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым вёс ясно, - безнадёжные люди. Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Почему Куприн так часто менял свои профессии? Исключение однородных членов при обобщающем слове Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, любых областях человеческого знания и деятельности. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всего разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Исключение одного или нескольких предложений Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. Замена однородных членов обобщающим наименованием Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Замена прямой речи косвенной Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма «Сударыня, вы подарили мне минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», - ответила горничная на вопрос великой балерины. Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья. Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим словом Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны. Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны. Слияние нескольких предложений в одно Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Замена предложения или его части указательным местоимением Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Уметь любить и дружить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. Уметь любить и дружить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи. Замена сложноподчинённого предложения простым Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. Замена придаточного определительного синонимичным определением Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. Замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. Сокращение количества частей сложного предложения Фрагмент исходного текста Вариант его сжатия при помощи указанного приёма Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Ура! Физкультминутка! А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем поведение в своё время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуации. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов) Исходный текст Чувствуете ли вы, что овладели приемами компрессии текста?Какой из приемов вам показался наиболее доступным? РЕФЛЕКСИЯ ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!