Урок Л.Н.Толстой Рассказ После бала


Лев Николаевич Толстой« После бала » Цель: 1.Дидактическая: углубить и систематизировать знания обучающихся, научить анализировать, высказывать свою точку зрения, закрепить знания, умения, навыки полученные на занятии2.Развивающая: формировать коммуникативные навыки и навыки публичного выступления, развивать творческие способности.3.Воспитательная: стремиться воспитать личностные качества: уверенность в своих силах, деловитость, культуру поведения, чувство ответственности, способствовать воспитанию патриотизма Вместе с автором мы переносимся в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный русской интеллигенцией Николаем Палкиным (Павлович). В русской армии свирепствовала  жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям, одно из которых так ярко описано в рассказе «После бала». Николай I История создания рассказа.Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала» 1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни.2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества. 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? Особенности жанра.Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Жанры бывают:-эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка);- лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание);- лиро-эпическими (поэма, баллада);- драматическими ( комедия, трагедия, драма, водевиль). Какова жанровая принадлежность произведения Л.Н.Толстого «После бала»? Перед нами рассказ, так как соблюдаются все жанровые признаки: прозаическое, небольшое по объему произведение, повествуется об одном событии, небольшое количество действующих лиц. Особенности композиции рассказа Вступление (автор) Бал Наказание Концовка (автор) Художественный прием- контраст Композиция –рассказ в рассказе Какой художественный прием использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа ?( приведите примеры контраста) 1.Название рассказа 2.Поведение героев до и после бала 3.Переживания и ощущения Ивана Васильевича 1. Бал 2. Наказание Анализ рассказа Л.Н.Толстого «После бала»Ассоциации: Словарь русского языка С.И.Ожегов Бал – большой танцевальный вечер.Наказание – мера воздействия на того, кто совершил поступок, преступление. Характеристика героев на балу 1. Иван Васильевич 2. Варенька 3. Полковник Физминутка «Пишем цифры» Характеристика героев после бала 1.Иван Васильевич2.ПолковникХарактеристика героев после бала 1. Иван Васильевич 2. Полковник 3. Беглый татарин3. Беглый татарин Что явилось причиной побега татарина? Солдаты должны были служить 25 лет.Уходили на службу молодыми, здоровыми, красивыми. А что с ними могло произойти через 25 лет:Нет семьиНет своего углаРодственники умерли, мать с отцом не дождались сынаБольнойстарый 1.О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом? О чем он «старался узнать»?2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича.2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. Как вы думаете, почему рассказ имеет название «После бала»? Важнейшие события, повлиявшие на дальнейшую судьбу главного героя, происходят после бала. Д/з:Составить хронологическую таблицу по творчеству А. П. Чехова.Прочитать рассказы :«Ионыч», «Человек в футляре». Рефлексия Дерево самочувствия: какой из человечков точнее всего показывает Ваше ощущение на паре?