Презентация для уроков литературы Обрядовый фольклор


Цели урока:Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии.Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа. ФОЛЬКЛОР- (англ. folk-lore) устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.ОБРЯД церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера. Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Народные обряды делятся на два цикла: календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда. Календарно-обрядовые песни и обрядыКалендарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, хороводные песни) Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. Зимние праздники. Святки. Продолжались с 24 декабря по 6 января. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.Приходила коляда накануне Рождества,Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!Овсень, овсень ходи по всем!Открывай двери, подымай с постели,Открывай окно, запускай Рождество!Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:Открывайте сундуки, доставайте пятаки.Кто не даст пирога — мы корову за рога.Кто не даст пышку, тому в лоб шишку! Один из обрядов святочной недели –«подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу , доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем. Святочные песни и гадания На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами , ходили в гости , пекли румяные блины, пели, плясали и играли. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы. Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны Встреча весны. Жаворонки В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму. В центре праздника – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Летние праздникиТроица – зеленые святки Обряд кумления Летние праздникиКупальские обряды Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались.В некоторых местах молодежь ходила по деревне иисполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым. Осенние праздники. Жатва. В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Именинный сноп Гумно Осенние праздники Во время сбора урожая пели житные песни Подведём итоги 1. Какой фольклор называется обрядовым?2. Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?3. Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? 5. Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее. Изучить материалы учебника стр. 6 – 10.Подготовиться работать по вопросам 1 - 8, стр. 10 - 11 Домашнее задание Источники: Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 Фото из личного архива Картинки с сайта http://images.yandex.ru/yandsearch