Презентация по русской литературе для 6 класса «Календарно-обрядовый фольклор»


Презентацию подготовила МАЙОРОВА Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65» .Цель:Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»Задачи: раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа. Словарная работа. ФОЛЬКЛОР -«Искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях , танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях..ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ Календарно-обрядовая поэзия Колядки, Масленица веснянки Троица, Иван Купала жнивные песни Зимние праздники Весенние праздники Летние праздники Осенние праздники Главный зимний праздник — Коляда . 25 декабря начинался один из значимых праздников славянского народного календаря — Коляда. Колядование (возможно, происходит от лат. calendae, «календы») — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Значение слово «Коляда» Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других — овсенями, виноградьем. Масленица Б.М. Кустодиев «Масленица». Масленица — праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.На Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам. На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. А. М. Васнецов. Сжигание чучела  Главный  весенний  жанр —  веснянки Весенние обряды исполнялись  вдни  главного вгоду Великого поста,поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.Веснянки не пели, а кликали. В них призывали весну и расставались с зимой. Летние праздники открывались широким праздником Троицы.Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы.Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали".Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Иван Купала - праздник воды и огня " Две стихии важны в этот день – Вода и Огонь, которые имели особую очистительную силу. Люди умывались росой, купались в реке. Огонь - символическое воплощение могущественного Солнца. Прыгая через купальские костры, люди становились здоровыми, набирались сил и «очищались от зла». Характерной особенностью этого дня являются купальские песни. Они поются только в ночь на Ивана Купалы и никогда больше не повторяются в течение года. Осенние праздники Во время сбора урожая пели  житные песни. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа "деда". Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда. Последний сноп. Фото начала ХХ в. ВЫВОД календарная поэзия -  это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - земледельца.Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. Использованные источники Русская народная словесность // Книга для чтения в 5–9-х классах гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н.Н. Костанян. М., 1994.Коринфский А.А. Народная Русь. М., 199http://900igr.net/fotografii/istorija/Svjatki/002-Svjatki.htmlhttp://allday2.com/index.php?newsid=459307