Презентация по литературе на тему Конфликт человека и власти в поэме А.С.Пушкина Медный всадник


Конфликт человека и власти в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО НМК Глущенко Т.М. 2Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Проблема отношений человека и власти оставалась актуальной и в XIX веке, во времена Пушкина, и нашла отражение в его творчестве. 3Поэма начинается чудесной картиной Петербурга, предстающего перед читателем как «юный град, полнощных стран краса и диво», «из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво». 4Это столица сильного европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека». Вид невероятного города, по человеческой воле вставшего «на брегах Невы», восхищает. 5Кажется, что он преисполнен гармонии и высокого, божественного, смысла. Тем не менее, построен он людьми, исполнявшими человеческую волю. Этот человек, воле которого послушны миллионы, воплотивший в себе идею государства, — Петр. 6 Пушкин относится к Петру как к великому человеку. Поэтому-то в первых строках поэмы он и предстает таковым. Потеснив скудную природу, одев берега Невы в гранит, создав город, каких еще не было, он воистину величествен. Но Петр здесь еще и творец, а значит, человек. Петр стоит на берегу "дум великих полн". Думы, мысли — еще одна черта его человеческого облика. 7Думы Петра о будущем России и стратегические, и политические:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложен…Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море. 8Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе?В чем двойственность петровских преобразований в России?Какова обратная сторона этих преобразований?

9В первой части поэмы мы видим двойственный образ Петра. С одной стороны, он олицетворение государства, почти Бог, своей державной волей создающий сказочный город на пустом месте, с другой — человек, творец. Но, однажды представ таким в начале поэмы, Петр дальше будет совсем другим. 10Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался медный Петр- «горделивый истукан», объект поклонения, символ державности. 11Материал памятника — медь — говорит о многом. Это материал колоколов и монет. Религия и церковь как столпы государства, финансы, без которых оно немыслимо, - все объединяется в меди. Тусклый, но звонкий металл очень подходит для "государственного всадника". 12Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», которому нет дела до малых мира сего? 13 В отличие от Петра Евгений — живой человек, его полная антитеза. Евгений не строил города, не руководил державой, его можно назвать обывателем. Но так ли Евгений невзрачен? Он «не помнит родства», хотя фамилия его, как уточняет автор, из знатных. 14Планы Евгения просты по сравнению с планами и думами Петра:О чем же думал он? О том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь. 15Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными? Ведь независимость и честь- это важнейшие положения этического кодекса самого Пушкина. 16«Жениться? Мне? Зачем же нет?...Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов,Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простой…Пройдет, быть может, год – другой –Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…» 17Но всем его мечтам не суждено сбыться. Почему? К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин? Что для стихии человеческая жизнь?Какая связь между цитатами: «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей» и «с Божьей стихией царям не совладать»?

18Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?Нева металась, как больной…И ветер дул, печально воя…Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревелаИ вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась.Стихия лишила Евгения всего самого дорогого, и для него стала «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»



19А где же Евгений?Спешит, душою замирая,В надежде, страхе и тоске…Несчастный знакомой улицей бежит…Он остановился.Прошел назад и воротилсяГлядит… идет…еще глядит.Все ходит, ходит он кругом,Толкует громко сам с собою –И вдруг, ударя в лоб рукою,Захохотал…Увы! Его смятенный ум,Против ужасных потрясений Не устоял.






20Первый результат конфликта – помешательство Евгения. Но помешательство ли это? Наверное, есть истины, полного значения которых не может понять и выдержать слабый человеческий разум. Поэтому понятен смех героя, понятна и его душевная болезнь: он столкнулся со стихией – государством. 21Для Евгения жизнь и любовь неразделимы, без любви жизнь «как сон пустой». Он тревожится за судьбу любимой. Спешит к ней, «страшится…не за себя». И никому - ни небесной, ни государственной власти- он не может простить потерю той, которую он даже не успел назвать невестой. 22Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые человеческие ценности дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты. 23Евгений меняется. Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику: «Ужо тебе!» 24А что же Петр?Давно перестав быть человеком, он теперь – медная статуя. Прекрасный всадник становится чем- то, что больше напоминает сторожевого пса. Ведь именно в таком качестве он гоняется по городу за Евгением. Великий император, как сторожевой пес, гоняющийся за мельчайшим из своих подданных, - фигура смешная и ужасная.

25Конфликт между личностью и государством: разрешается ли он в поэме? Гибнет Евгений, потому что его бунт заведомо обречен на неудачу – слишком неравные силы, - гибнет та личность, которая противостояла государству в образе Медного Всадника, позитивные мечты которой сломаны государственной машиной.
26Гибнет и Петр–преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. 27Невозможно государство, бесконечно подавляющее подданных во имя своих целей. Они, подданные, важнее и первичнее самого государства. Образно говоря, «вражду и плен старинный свой» финские волны забудут тогда, когда Евгению, для счастья со своей Парашей, не нужно будет ничьих позволений. А иначе стихия народного бунта, не менее страшная, чем стихия наводнения, свершит свой суд, не разбирая правых и виноватых. Такова суть конфликта между человеком и государством. 28Пушкин сталкивает в поэме силы внешне несоизмеримые. Конфликт между ними усиливается несколькими точками пересечения. Во-первых, образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Во-вторых, столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Список литературыА. С. Пушкин «Поэмы». –М., 1981Ю. М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин». – Ленинград, 1982Н. Беляева «Новое в школьном Стандарте: «Медный всадник». –журнал «Литература»№1 2007http://yandex.ru/yandsearch?clid=1989604&win=99&lr=970&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0 портрет http://yandex.ru/yandsearch?clid=1989604&win=99&lr=970&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8 памятникhttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B0&stype=image&lr=970&noreask=1&source=wiz иллюстрации Бенуа29