Презентация для воспитателей на тему Экологическое воспитание в детском саду


Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду»Автор: воспитательО.В. ТретьяковаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №48 «ПЧЕЛКА»Тамбов 2016


«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину», М.М. Пришвин.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.Актуальность
style.rotation
style.rotation  Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры.Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
• Дошкольники - начальное звено системы непрерывного воспитания, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического воспитания следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
• Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;• У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
• Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• Экологическое воспитание - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;• Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Методы экологического воспитания.Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей.Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Труд детей в природеРазнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней.
Игра — это очень важный метод экологического воспитанияПредметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Дошкольники с удовольствием играют в «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.
ppt_y
ppt_y Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.
Акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми, желательно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду — это экологические праздники и досуги.Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность.Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарем природы, схемами, таблицами и т.д.
Модель «Экологическое воспитание дошкольников»Ознакомление детей с природойОрганизация и проведение выставок, смотров, конкурсовТрудовая деятельность в природеСоздание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениямиНаблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы-целевые прогулки-экскурсии-работа с календарями природы, зарисовкиСоздание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителейСвязь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материалаЭкологическое воспитание дошкольников




Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»Диагностика экологической воспитанности детейСюжетно-ролевые и д/игрыЦелевые прогулки в природуНаблюдение в уголке природыРабота с моделямиИзобразительная деятельность по экологической тематикеПросмотр фильмов о природеОпытная, экспериментальная, поисковая деятельностьСоздание книг-самоделокЧтение детской художественной литературыЭкологические досуги и праздникиРассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природеТруд в мини-центре природы и на участкеБеседы с детьми на экологические темыРабота с календарями природы, дневниками наблюденийСбор коллекций семян, камней, оформление гербарияСовместная деятельность воспитателя и детей








Модель «Экологическое просвещение родителей»ПознавательныйОкружающая среда и здоровье ребенкаСостояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городеПути решения этих проблемРазвитие ребенка через знакомство с окружающим миромМетодики ознакомления ребенка с окружающим миромДеятельностныйУчастие в природоохранных акциях совместно с детьмиУчастие в экологических праздниках, экскурсиях, походахВыращивание растенийЧтение совместно с детьми литературыНормативныйЗнание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуацияхВыбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородовЭкологическая безопасность жилища, экологически чистая продукцияЗнание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природойЦенностныйПрирода как универсальная ценность для человекаЗначение природы в жизни человекаЗдоровье ребенка и природаЧеловек – часть природыФормирование разумных потребностей


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку такого возраста – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Так же, такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».Спасибо за внимание!

ppt_y