Презентация по русскому языку на тему Роль обращений в произведениях А.С.Пушкина


УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕпо русскому языкув 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ №4» города Ржева Тверской областиБаранова Татьяна Ивановна ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: ВЫЯВИТЬ РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА,ПОВТОРИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ, ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВАРАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУВОСПИТЫВАЮЩАЯ: ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К СЛОВУ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ Тема урока: «Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина» Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.Н.В. Гоголь Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Выполнить синтаксический разбор предложений: Мой друг ,отчизне посвятимДуши прекрасные порывы! Не пой, красавица, при мнеТы песен Грузии печальной… Бог помочь вам, друзья мои,И в бурях, и в житейском горе.В краю чужом, в пустынном море,И в мрачных пропастях земли. Пора, мой друг, пораПокоя сердце просит – Летят за днями дни,И каждый час уносит частичку бытия ОБРАЩЕНИЕ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный!(«К студентам»)Любезный именинник,О Пущин ,дорогой!Прибрел к тебе пустынник С открытою душой(«К Пущину»)Здравствуй, Вульф, приятель мой!Приезжай сюда зимой.(«Из письма Вульфу») Обращение адресовано конкретному лицу, адресату. Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Обращение к неодушевлённым предметам При обращениииспользуются различные типы определений согласованные приложения глаголы повелительного наклонения несогласованные Простите, верные дубравы!Прости, беспечный мир полейИ легкокрылые забавыСтоль быстро улетевших дней! Ты не забудешь дружбы нашейО Пущин, ветреный мудрец! придают побудительный характер выражают эмоциональную напряженность Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина3адание №2 Записать предложение, объяснить орфограммы, пунктограммы, составить схему, дать характеристику предложению:Мой первый друг мой друг бе…це…ыйИ я судьбу бл...госл…вилКогда мой двор уед…нённыйПечальным снегом занес … ыйТвой колокольчик огл…силКому посвящено это стихотворение?Для чего служат обращения в этом стихотворении?Какое чувство испытывает поэт? Что помогает выразить это чувство? «…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться»М.В. Ломоносов Задание №3Работа с текстом:Ещ… пущ… старуха бр…нит…сяДурачина ты, простофиля!Выпр…сил, дурачина, к…рыто!В к…рыт… много ль к...рысти?- Какую функцию выполняет обращение в данном тексте? «…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться»М.В. Ломоносов Задание №3Работа с текстом:Ещ… пущ… старуха бр…нитсяДурачина ты, простофиля!Выпр…сил, дурачина, к…рыто!В к…рыт… много ль к...рысти? «Письмо матери»Марии ИвановнеВ сей день я только получил ваше письмо с деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждаюсь в это время…Теперь вы, великодушная моя маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу сделать для меня еще величайшее одолжение. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому я знаю, любезнейшая моя, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке.Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю Вам провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы видите мою сыновнюю любовь к Вам.Вечно и неизменно любящий Вас сынН. Гоголь – Яновский Роль обращений в эпистолярном жанре Выписать обращения, использованные Н.В. Гоголем в письмах к отцу и матери «Письмо отцу»Василию ГоголюМилостивый государь мой папенька!Письмо Ваше получил я 28 сентября. Весьма рад, находя Вас, сударь мой, в добром здравии. Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на рождество?Между прочим, прошу Вас, дражайший папенька, еще: нельзя ли каким-нибудь образом достать «Собрание образцовых сочинений в стихах и прозе»Еще прошу уведомить меня, дорогой друг, не приедете ли вы в Нежин посетить нас и осчастливить меня своим присутствием.Прощайте, дражайший папенька!Ваш послушнейший и покорнейший сын Николай Гоголь-Яновский Какое отношение передается к матери? К отцу?Что узнали об этимологии слова «сударь»? Употребляется ли оно сейчас?В каких произведениях А.С. Пушкин использовал эпистолярный жанр? Итог урока: Обращение служит для привлечение внимания собеседникаОбращение адресовано конкретному лицу, адресату.Обращение к неодушевлённым предметамОбращение носит оценочный характер Домашнее задание:написать письмо от имени Петра Гринева на разрешение на брак с Машей Мироновой: - девочки – материмальчики – отцу, использовав обращения из писем Н.В. Гоголя Самым интересным на уроке для меня было…Для меня оказалось трудным и сложным…На месте Татьяны Ивановны я бы… Спасибо за внимание!!!