Презентация по МДК 0201 сестринский процесс при Стоматите


М Д К 02.01 Тема : 1.7. «Сестринский процесс при Стоматитах»«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема 1: «Особенности оказания сестринской помощи детям»Преподаватель ПМ 02.: Беседина Т.П. Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению медицинской сестрой профилактической работы по предупреждению заражения стоматитами детей, по проведению взятия патологического материала для исследования и осуществления ухода за больными детьми.Мотивация Цель занятия:Овладеть сестринским процессом при стоматитахЗадачи:Решение тестовых заданий стартового контроляПовторение теоретических данных (опорный конспект)Отработка манипуляций: а)проведение бесед по профилактике стоматитов у детей, б)взятие мазка из зева на патогенную флору, г)обработка язв при стоматитеРешение тестового контроля итогового уровняРабота в малых группах (решение контрольных ситуационных задач)Подведение итогов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место: с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности; ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства; ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.Данный урок способствует реализации общих и профессиональных компетенций: Хронокарта№ п/пЭтап занятияВремя(мин.)Методы Деятельность преподавателяДеятельность студента1.Организационный момент.3-Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия.Записывают в тетради тему и цели занятия.2.Мотивация учебной деятельности.5ПроблемныйМотивирует к учебной деятельности, проводит контроль исходного уровня знаний. Отвечают на вопросы3.Изложение нового материала.30Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично - поисковыйОбъясняет студентам новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией изображений, таблиц и схем.Записывают в тетради новый материал, зарисовывают схемы и таблицы, анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера.4.Самостоятельная работа под контролем преподавателя.30Частично-поисковыйРаздает ситуационные задачи студентам, наблюдает за работой, корректирует ее.Решают ситуационные задачи, результат оформляют в тетради.5.Контроль выполнения практической работы.15КомбинированныйКонтролирует выполнение практической работы. Разъясняет индивидуальные ошибки. Выставляет оценки за занятие, комментирует их.Демонстрируют преподавателю тетради с заполненными картами заданиями, отвечают на дополнительные вопросы преподавателя.7.Рефлексия.5ПроблемныйПредлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.8.Итоги занятия.2-Дает задание на дом.Записывают задание на дом.Общее время занятия (мин.)90 1. Пособия *Таблица : «Стоматиты у детей»2. Раздаточный материал*Методическое пособие «Сестринский процесс при заболеваниях полости рта»*Тесты *Ситуационные задачи3. Технические средства*Компьютер *Мультимедийная презентация «Стоматит у детей»Оснащение занятия: Дисциплина: МДК 04.01«Теория и практика сестринского дела»Тема: «Дезинфекция и стерилизация»Дисциплина: МДК 02.01 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»Тема: «Сестринский процесс при стоматитах»Дисциплина: МДК 01.02 «Основы профилактики» Тема: «Обучение населения профилактике стоматитов»Дисциплина: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»Тема: «Заболевания детей дошкольного и школьного возраста»Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»Раздел: «Особенности органов пищеварения у детей»МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ 1.В качестве строительного материала организм человека использует преимущественно:Жиры;Белки;Углеводы;Витамины;2. Воспаление слизистой оболочки полости рта называется:СтоматитПанкреатитГастритКолит3. Наиболее частый признак заболеваний органов пищеварения :боль в животенарушение аппетитадиареяпотеря массы тела4. Где происходит первый этап пищеварения:12-ти перстная кишкаРотовая полостьТолстый кишечникСигмовидная кишка5. Условно- патогенной микрофлорой кишечника называют:Вирус герпесаКишечная палочкаШигеллаСальмонелла6.Одной из наиболее частых причин гастрита у людей является:длительный прием салицилатовпищевая аллергиянерегулярное и неполноценное по составу питаниехронические заболевания печени и желчевыводящих путей7. Препарат, влияющий на хеликобактерные микроорганизмы, для лечения язвенной болезни у детей:циметидинде-нолплатифиллинметоклопрамид8.Санаторно-курортное лечение детям с заболеваниями органов пищеварения рекомендуютв период обострениясразу после стихания обостренияне ранее чем через 6 мес. после обостренияне ранее чем через 2 мес. после обострения9. К органам пищеварительной системы относят:Ротовую полостьГайморовы пазухиНогтевые пластиныИлеоцекальную заслонку10. К Пищеварительным железам относят – Поджелудочная железаОколоушная железаЩитовидная железаНазальная железаОтветы: 1-2,2-1,3-2,4-2,5-2,6-3,7-2,8-3,9-1,10-1Блок контроля уровня исходных знаний Опорный конспектЭтиологияВозбудителями заболевания являются:1. Бактерии;2. Вирусы;3. Дрожжеподобные грибы;4. В ряде случаев стоматиты возникают при воздействии медикаментов, превращая флору полости рта в патогенную. 5. Предрасположенность детей анатомо-физиологические особенности полости рта (сухость слизистых, обилие кровеносных сосудов). Причины всех стоматитов1. Микроорганизмы;2. Некачественное питание;3. Механическое повреждение полости рта;4. Термическое повреждение полости рта;5. Прием пищи грязными руками. Виды: 1. Катаральный;2. Язвенный;3. Кандидозный;4. Некротический;5. Афтозный;6. Аллергический;7. Травматические;8. Ангулярный;9. Герпетический Катаральный стоматит.Характеризуется:1. Гиперемией;2. Отечностью слизистой;3. На слизистой могут быть отпечатки зубов;4. На языке происходит глубокая десквамация нитевидных сосочков — «лакированный язык».5. Кровоточивость десен. Общее состояние не нарушено. Чаще всего бывает у подростков и у детей школьного возраста кариозные зубы, при инфекционными заболеваниях и отравлениях.Характеризуется:1. Повышение температуры 38,0 -39,0;2. Бледность, отечность, кровоточивость десен;3. Повышение слюноотделения;4. Гнилостный запах изо рта;5. Слизистая покрыта грязно-серым налетом;6. Могут появиться язвочки, в тяжелых случаях глубокие язвы с распадом;7. Увеличение лимфатических узлов.Язвенный(бактериальный) стоматит Наиболее часто встречается у детей грудного возраста, особенно у новорожденных и недоношенных.Заболевание вызывается дрожжеподобными грибами (кандидами). Кандиды- сапрофиты слизистой оболочки полости рта, кожи и влагалища. Заражение происходит:1. при контакте с больными через инфицированные предметы (пустышки, соски);2. Во время родов при кандидозе влагалища у роженицы.Характеризуется:1. Белый творожистый налет (иногда серый) на слизистой оболочки полости рта;2. Температурная нормальная;3. Самочувствие не страдает;4. Неприятное ощущение во рту при сосании груди или бутылочки.Кандидозный стоматит (молочница) Чаще всего в местах резцов, расположенных по центру нижней челюсти, а также на краю десны в местах прорезывания больших коренных зубов. Десна при прикосновении к ней, откусывании и прикусывании пищи довольно болезненная. Протекает:с высокой температурой тела, слизистая оболочка гиперемирована, эрозирована, с очагами некроза. Отмечаются повышенное слюноотделение, резкая болезненность при приеме пищи. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны при пальпации.Некротический стоматит Афтозный стоматитАфта- небольшие отдельные язвочки с сероватым налетом и ярко красной каймой.Афтозный стоматит у детей начинается как красная точечка на губах или на внутренней поверхности щек. Дальше точечка нагнаивается и превращается в афту, похожую на прыщ – с белой или сероватой головкой и красной каймой. Часто они сливаются в целые колонии на слизистой, под языком, на губах. Дальше афты превращаются в язвы. Может распространиться афтозный стоматит в горле у ребенка – на глотку, что очень затрудняет сглатывание и вызывает сильную боль. Когда язвы прорываются, получаются открытые ранки, которые практически всегда вторично инфицируются – грибками или бактериями. Афтозные язвы могут быть довольно внушительных размеров – до 3 см в диаметре. Язвы сильно болезненны, особенно если пища соленая, кислая, горячая. Дети отказываются от еды, часто им даже трудно говорить. Как правило, афтозный стоматит сопровождается: повышенной температурой, увеличенными лимфоузлами, обильным слюнотечением, дети ходят с открытым ртом. В большинстве случаев афты через неделю пропадают сами собой. Аллергический стоматитАллергические стоматиты бывают на новую пищу, на некоторые лекарства. Характеризуются: 1. отеками слизистой; 2. высыпаниями. Лечение – выявление и устранение аллергена, а также обычные физиотерапевтические манипуляции. Самолечение – недопустимо! Травматический стоматитЯвляются прямым последствием травм и ожогов ротовой полости. Горячая еда очень опасна для нежной слизистой детского рта. Ожоги вообще трудно лечатся, а во рту, где постоянно влажно и присутствует огромное количество как микрофлоры, которая  инфицирует ранки, заживление проходит очень долго. Кроме того, дети постоянно ранятся игрушками с острыми краями, карандашами и ручками, которые берут в рот, а груднички – сосками и пустышками. Часто стоматит возникает на месте прикусывания слизистой или языка, в результате неправильного чищения зубов. Ангулярный СтоматитВ народе называются «заеды». Очень болезненные трещинки и покраснение в уголках рта. Возникать он может при всех остальных видах, которые сопровождаются высыпаниями во рту. Или же – это проявления банальной нехватки витаминов – гиповитаминоза витамина А и группы В, в частности В6 и В12, а также анемия – нехватка железа. Лечение:в этом случае заключается в смазывании трещин масляным раствором витаминов и приемом их в соответствующих возрасту дозах. Герпетический стоматитЧасто наблюдается у детей от 6 месяцев до 3лет.Характеризуется:1. Высокая температура;2. Симптомы интоксикации;3. На слизистой оболочки полости рта появляются пятна, везикулы, афты;4. Слизистая полости рта отечная;5. Гиперемирована; 6. Кровоточивость;7. Повышенное слюноотделение;8. Неприятный запах из рта;9. Увеличение лимфатических узлов. Заболевание продолжается 7-10 дней. Лечение1. Правильное, рациональное питание.2. Механическая и термическая обработка пищи (не холодное и не горячее) – соки, пюре, мясное суфле.3. Исключить острые и соленые блюда.При катаральном стоматите:Местное лечение: обрабатывают слизистую раствором фурацилина, отваром коры дуба, настоем ромашки, календулы.4. При болях перед едой слизистую обрабатывают анестезином, новокаином. Можно обрабатывать содовым раствором, маслом шиповника, облепихи. Хорошо при всех стоматитах: внутрь - «Ацикловир», «Заверакс», при молочнице- противогрибковые препараты: «Нистатин», «Леворин».Местное лечение: 1. Обрабатывают 2% раствором соды, мителеновой синькой;2. Сахарным сиропом или медом.Для язв при всех стоматитах: ретинол ацетат, масло шиповника, облепихи, караталин. Профилактика1. Изолировать ребенка;2. Выделить отдельную посуду, игрушки, предметы ухода;3. Тщательно мыть и дезинфицировать предметы. Манипуляционный блок№Алгоритм действий при обработке полости рта при стоматите (молочнице)БаллВыпол-нение1.1Оснащение: резиновый баллончик, лоток, марлевые салфетки, стакан, настои трав, растворы( 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 0,05% хлоргексидина), винилин, витаминная смесь, облепиховое масло, гексорал, нистатин, леворин, пимафуцин, мази ( «Бонафтон», «Флореналь», мундизал – гель, гель «Метрогил Дента», солкосерил – гель дентальный), 20% р – натрия тетрабората в глицерине,передник, перчатки22.1Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции12.2Усадить ребенка на колени матери, зафиксировать ему руки и голову12.3Вымыть, просушить руки, надеть перчатки13.1Орошение при стоматитахНабрать в стерильный баллончик один из растворов13.2Шпателем открыть ребенку рот13.3Направить струю жидкости из баллончика к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову малыша на один, затем на другой бок23.4Раствор изо рта стекает в подставленный лоток13.5Обработка марлевыми салфетками:Конец шпателя или палец обмотать марлевой салфеткой13.6Смочить салфетку методом полива13.7Шпателем открыть ребенку рот13.8Снять со слизистой влажной салфеткой налеты (менять салфетки 3-4 раза)14.1 Осушить лицо ребенка, уложить малыша в кроватку14.2Использованный материал собрать в лоток14.3Снять перчатки и вымыть руки14.5Обеспечить обработку полости рта обезболивающими препаратами перед каждым приемом пищи14.4Провести беседу с родственниками пациента о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения25.1Сделать отметку в журнале выполнения процедур.1Всего:20 I. Задание : Выберите один правильный ответ:1.Противогрибковые препараты целесообразны при : А) молочницеБ) катаральном стоматитеВ) герпетическом стоматитеГ) язвенном стоматите2. Температура раствора для обработки полости рта при стоматитеА) 22-24 градусовБ) 28-30 градусовВ) 36-37 градусовГ) 40-45 градусов3. При стоматите пища должна быть:А) с ограничением жидкостиБ) богатая кальциемВ) щадящаяГ) с исключением аллергенов4. Противовирусным препаратом является:А) БактримБ) ДекарисВ) НистатинГ) АцикловирИтоговый контроль знаний и умений 5. Этиологическим фактором герпетического стоматита является: А) вирусБ) стафилококкВ) грибки рода CandidaГ) стрептококкII. Задание: Установить соответствие:Распределить симптомы по формам стоматита{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Формы стоматитаСимптомы1.Катаральный2. Герпетический3. Язвенный4. ГрибковыйА) симптомы интоксикацииБ) гиперемия, отечность слизистойВ) СлюнотечениеГ) АфтыД) Язвы на слизистой полости ртаЕ) Белые налеты в виде створоженного молокаЖ) Выраженный болевой синдром III. Задание: Ответить на вопросы:1.Перечислите противогрибковые препараты2. Укажите этиологию различных форм стоматитовIV. Задание: Решить ситуационные задачи.Вы работаете палатной медсестрой детского стационара. К одному из пациентов 3-х лет поставлен диагноз «язвенный стоматит». Ребенок отказывается от еды, выражено слюнотечение. 1. Сформулируйте проблемы пациента (настоящую и потенциальную).2. Провести обработку рта при язвенном стоматите. Какие принципы должны соблюдаться при обработке слизистой полости рта. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к ребенку 7 дней, мама предъявляет жалобы, что у ребенка отмечается беспокойство при сосании груди. При осмотре самочувствие ребенка удовлетворительное, ребенок активен; в полости рта: на слизистой десен, языке – белые налеты.1.О каком заболевании у ребенка можно думать.2. Определите проблемы ребенка и проведите сестринское вмешательство по приоритетной проблеме.3. Принципы обработки полости рта при стоматите. Порядок выполнения практической работы:Ознакомиться и сделать конспект с методической разработки по практической части.Разбиться на группы по 2-3 человека. Внимательно прочитать условия задания.Распределите обязанности таким образом, чтобы каждый из вас поочередно выполнял все задания. Выполнить последовательно задания, записать результаты в карту. Сделать необходимые выводы.Доложить о выполненных заданиях преподавателю и получить итоговую оценку.Рекомендации к самостоятельной работе студентовУважаемые студенты! Эталоны ответов на итоговый контроль знаний и умений.Задание 1.1)А2) В3) В4) Г5) АЗадание 2. 1) Б,В.2) А,Б,В,Г.3) А,Б,В,Д,Ж.4) Б,В,Е.Задание 3.1.Противогрибковые препараты – Ацикловир, Оксолиновая мазь, Завиракс,Интерферон.2.Грибковый стоматит (молочница) вызывается – дрожжеподобными грибками родаCandida;Герпетический стоматит вызывается – вирусами герпеса; Язвенный стоматитвызывается-бактериями (стафилококками, стрептококками и др.) Задача 1 (1).Проблемы : Настоящие: -отказ от еды из-за стоматита-выраженное слюнотечение-язвы из слизистой ртаПотенциальные: -вторичное инфицированиеЗадача 1 (2). ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ Цель: противовоспалительное воздействие, удаление налетов, обезболивание, эпителизации язвПоказания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости ртаМетоды: орошение полости рта, обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками, полоскание (с 3 лет) Оснащение: резиновый баллончик, лоток, марлевые салфетки, стакан, настои трав, растворы( 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 0,05% хлоргексидина), винилин, витаминная смесь, облепиховое масло, гексорал, нистатин, леворин, пимафуцин, мази ( «Бонафтон», «Флореналь», мундизал – гель, гель «Метрогил Дента», солкосерил – гель дентальный), 20% р – натрия тетрабората в глицерине,передник, перчатки ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:Объяснить цель манипуляцииУсадить ребенка на колени матери, зафиксировать ему руки и головуВымыть, просушить руки, надеть перчатки ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:Орошение при стоматитахНабрать в стерильный баллончик один из растворовШпателем открыть ребенку ротНаправить струю жидкости из баллончика к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову малыша на один, затем на другой бокРаствор изо рта стекает в подставленный лотокОбработка марлевыми салфетками:Конец шпателя или палец обмотать марлевой салфеткойСмочить салфетку методом поливаШпателем открыть ребенку ротСнять со слизистой влажной салфеткой налеты (менять салфетки 3-4 раза) ЗАВЕРШЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:Осушить лицо ребенка, уложить малыша в кроваткуИспользованный материал собрать в лотокСнять перчатки и вымыть руки Задача 2. (1).Диагноз – молочница. Задача 2 (2).Беспокойство при сосании, нарушение сна. Сестринское вмешательство по приоритетной проблеме (белые налеты на слизистой полости рта) : обработка полости рта стерильной марлевой салфеткой, смоченной бурой в глицерине или содовым раствором.Задача 2 (3).Принципы обработки полости рта: Температура раствора – 37 градусов (не вызывает боли и раздражения); обрабатывать полость рта 5-6 раз в сутки после каждого кормления (остатки пищи могут вызывать вторичное инфицирование), обрабатывать только промокательными движениями (слизистая ребенка очень ранима). Критерии оценкиОценка ставится на основании наблюдения за студентом иписьменного отчёта за работу.Отметка «5»Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы.ПК 2.1-правильно и полно предоставляет информацию в понятном для пациента виде, доходчиво объясняет суть вмешательства;ПК 2.5- правильно пользуется необходимым оборудованием и медицинскими изделиями в ходе выполнения практической работы.Отметка «4»Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены несущественные ошибки в работе.ПК 2.1- при объяснении пациенту сути и порядка обследования допускает неточности,ПК 2.5 – при работе с оснащением допускает незначительные ошибки. Исправляет их после вопросов преподавателя. Отметка «3»Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в объяснении, в оформлении работы, которая исправлена после дополнительных разъяснений учителя.ПК 2.1-при объяснении хода исследования дает неточные объяснения пациенту, путает порядок выполнения исследования.ПК 2.5- при работе с оснащением допускает ряд существенных ошибок.Отметка «2»Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе объяснении, в оформлении работы, которые студент не может исправить даже после дополнительных объяснений учителя.ПК 2.1 - допущены две (и более) существенные ошибки в объяснении сути и хода обследования, демонстрирует непонимание цели проведения обследования.ПК 2.5 – неправильно использует оборудование и предметы медицинского назначения, затрудняется объяснить цель и способ их применения. Подведение итогов Литература.А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. «Педиатрия с детскими инфекциями». Учебник для медицинских училищ и колледжей. 2012г. Страница 346-358В. Тульчинская, Н.Соколова, Н.Шеховцова. «Сестринское дело в педиатрии». 2008г. Страница 169-171В.Д. Тульчинская. «Сестринский уход при детских заболеваниях». Учебное пособие. 2012г. Страница 178-182Н.В. Ежова, Г.И. Ежов. «Педиатрия». Практикум. 2008г. Страница 186.