Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения Мастер-класс


Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения Мастер-класс провела Иксанова Эльвира Файзуловнаучитель МОБУ СОШ д. Романовка ноябрь 2015 г. Основные отличительные особенности нового стандарта Реализация системно-деятельностного подхода.Наличие в ОУ основной образовательной программы.Новая система оценивания.Условия реализации основной образовательной программы. «+» и «-» пятибалльного оценивания Достоинства: легко оценивать учителю легко контролировать родителям стимулирует ученика Недостатки: Не видно динамикиУчитель в роли контролёраСтрах, дискомфортСубъективность оценивания учителемНе вырабатывается самооценка Критерии оценивания рисунка 1.Фундамент – 1 балл2.Ступени –1 балл3.Перила – 1балл4. Дверь – 1 балл5. Окно - 1 балл6. Окно на чердаке – 1 балл7. Водосточная труба – 1 балл8. Труба на крыше дома – 1 балл9. Трава возле дома – 1 балл10. Использовали не менее 3 цветов – 1 баллМаксимальное количество баллов -  10 0-4 балла -       «2»5-6 баллов -     «3»7-8 баллов -     «4»9 – 10 баллов - «5» Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Виды критериального оценивания Формирующее (текущее) Цель: осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Констатирующее (итоговое)Цель: определить уровень подготовки учащихся Оценивание при деятельностном подходе стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;помогать учиться на своих ошибках;помогать понять, что не получается и в какой степени;определять наличие тех или иных умений;устанавливать степень овладения умением;оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;мотивировать учащихся на достижение успеха;формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев. Принципы критериального оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно -оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности Приемы и инструменты критериального оценивания 1. «Редакторский совет»2. «Пирамида знаний» 3. «Закончи предложение»4.«Древо творчества» Приемы и инструменты оценочной деятельности «Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:  зеленый – я умею сам,  жёлтый – я умею, но не уверен,  красный - нужна помощь Приемы и инструменты оценочной деятельности «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. - оценка учителя- оценка ученика Приемы и инструменты оценочной деятельности Символы – фиксация оценки производится следующим образом:«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;Балловая оценка Процент выполнения95-100% -высокий уровень усвоения75 -95% - средне – высокий уровень50 -74% - средний уровеньменьше 50% -низкий уровень Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.Ведение «Дневника моего роста»;Использование таблиц учета своих знаний;Использование оценочных листов Приемы и инструменты оценочной деятельности Приемы и инструменты оценочной деятельности «Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:-нижняя ступенька - не понял,-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Механизм оценивания -Каждое задание несёт в себе определённое количество баллов. -% высчитывается от количества набранных баллов за всю работу. Например, в работе 4 задания.1 задание (задача) – 4 балла2 задание (решение уравнения) – 2 балла3 задание (сложение мн.ч) – 3 балла4 задание (вычитание мн.ч) – 3 балла Вся работа это 12 баллов. 12б-100%Ученик заработал 10 баллов = 83% Перевод % в отметку (для отчётности) 100% - 95% - «5» очень высокий результат94% - 75% - «4» высокий результат74% - 50% - «3» средний результат49% - 0% - «2» низкий результат Критериальное оценивание позволяет Учителям:Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;Улучшить качество преподавания;Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. Критериальное оценивание позволяет Учащимся:Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. Критериальное оценивание позволяет Родителям:Получать доказательства уровня обученности ребенка;Отслеживать прогресс в обучении ребенка;Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!