ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО – ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.


Кокшарова Татьяна Николаевна Учитель географии-биологии МКОУ «Сулеймановская сош» Цель применения лаборатории в процессе обучения биологии• Помочь учителю в организации и проведении лабораторных работ в рамках проектной и исследовательской работе. • При их выполнении учащиеся получают конкретные и достаточно полные представления об изучаемых объектах, используя компьютерные технологии.• Проведение практических занятий формирует у учащихся умения, навыки использования лабораторного оборудования. • Позволяет успешно усваивать учебное содержание, иллюстрировать его примерами полученными в ходе выполнения практических и лабораторных работ. -Гербарий по морфологии растений; -Гербарий к курсу основ по общей биологии -Дикорастущие растения; -Культурные растения; -Лекарственные растения; -Деревья и кустарники и др. Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп отведён специальный шкаф. Микроскопы хранится под чехлом в закрывающихся секциях шкафа. Таблицы хранятся в рулонах, расставлены по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии. Учебно-практическая оснащенность  Микропрепараты хранятся в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. Имеются комплекты микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии. При изучении программного материала по БИОЛОГИИ проводятся следующие лабораторные работы в 6-х классах:«Приготовление препарата растительных клеток и рассматривание их под микроскопом», «Строение тканей и органов растений»,«Строение и многообразие бактерий и грибов»,«Изучение строения плесневых грибов»,«Набухание семян»,«Условия необходимые для прорастания семян»,«Корень и корневые волоски»,«Дыхание растений», «Фотосинтез», «Крахмал, как запасное вещество в растении», «Пластиды в клетках кожуры и мякоти плодов». Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель может демонстрировать микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. На уроках в 8 классах и факультативных занятиях «Основы гигиены и санитарии» проводятся лабораторные и демонстрационные работы: «Строение и многообразие клеток и тканей организма человека», «Изучение строения крови человека и лягушки», «Определение норм рационального питания», «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке», «Измерение кровяного давления». Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.Материал и оборудование: крахмальный клейстер (1% водный раствор), 5% - спиртовой раствор йода, 2% раствор соляной кислоты, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, воронка, пипетка.Крахмал расщепляется под влиянием содержащихся в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется в слабощелочной среде и при температуре 37-38*С. Собрать в пробирку небольшое количество слюны и разбавить ее водой в соотношении 1:2.2. В каждую пробирку (№1-4) налить по 1мл слюны.3. Слюну в пробирке №2 предварительно нагреть на спиртовке до кипения и охладить; в пробирке №3 – подкислить, добавив 1-2 капли 2%-го раствора соляной кислоты. 4. Во все пробирки налить по 2мл крахмального клейстера, пробирки встряхнуть.5. Пробирки 1-3 поместить на водяную баню (37*С), пробирку №4 – в стакан со льдом.6. Через 10 мин. к содержимому всех пробирок добавить по 1-2 капли р-ра йода.7. Отметить, какие изменения произошли во всех пробирках. Результаты наблюдений записать в таблицу. № пробирки Содержание пробирки Температура *С Окраска содержимого пробироки 1 2мл крахмального клейстера+1 мл слюны 37*С 2 2мл крахмального клейстера+1 мл прокипяченной слюны 37*С 3 2мл крахмального клейстера+1 мл подкисленной слюны 37*С 4 2мл крахмального клейстера+1 мл слюны 0*С Действие слюны на крахмал. 8. Сделайте вывод о влиянии амилазы на крахмал. Ответьте на вопросы:при каких условиях наблюдается действие фермента амилазы?Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны? Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении крахмала В старших классах также проводятся лабораторные и демонстрационные работы по наблюдению клеток растений, животных, бактерий под микроскопом по темам:1. «Элементарный состав клетки», 2. «Изучение и описание процессов митоза, изменчивости», 3. «Изучение хромосом» - на готовых микропрепаратах», 4. «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке», 5. «Сравнение процессов брожения и дыхания», 6. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». Оборудование кабинета использую для проведения исследовательских работ. В ходе работы над учебным исследованием происходит  развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. Список литературы: 1.Галеева Н.Л. «Современный кабинет биологии». Изд-во: «5 за занания». М. – 2005 г. 2.Диброва Н.А. «Красота в школе». Изд-во: «5 за знания». М.- 2003 г. 3.Трайтак Д.И. «Кабинет биологии». Изд-во: «Просвещение». М. - 1988 г. 4.Ципина А.С. «Растения вокруг нас». Изд-во: «Молодая гвардия». М. – 2007г. 5.www.botbio.ru