Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования


Психолога-педагогическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образованияМКОУ СОШ№2 г. Алагира Педагог-психолог Вазиева Р.К. «Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно чтобы рядом с тобойбыл любящий опытный поводырь»А.И.Баркан «Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого».(словарь русского языка) То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом,а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.(М.Битянова – канд. псих. наук) Миссия психологической службы Создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие, сохранение психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие Цель психологического сопровождения: - создание системы социально-психологических условий для развития личности учащихся. Задачи психолого-педагогического сопровождения: - предупреждения возникновения проблем развития ребенка,- помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения,социализации:- учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута,-нарушение эмоционально-волевой сферы; - проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;- психологическое обеспечение образовательных программ;- развитие психолого-педагогических компетенции (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. «ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности урока Педагогические приемы Моя педагогическая философия Зачем я рядом с ребенком? Что для меня является основной целью, что средством?ПСИХОЛОГ – фасилитатор (помощник) в организации рефлексии. (Тяготение к той или иной парадигме – проявление в речи, особенно в драматичных, нестандартных ситуациях) Рефлексия Рефлексия это…В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Так же это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов. !!! Внедрение ТРАДИЦИИ профессиональной РЕФЛЕКСИИ относительно своей деятельности, знаний. Варианты сотрудничества ПСИХОЛОГ – диагностика когнитивных процессов.ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг.РЕЗУЛЬТАТ - выявление проблемных зон.2.Определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач. Варианты сотрудничества ПсихологОпределение ведущего канала восприятия информации.ПедагогСоздание методической копилки:приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам.активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе. Визуал- человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна. Психолог «на поле урока» Член команды по решению общей задачи;Соавтор развивающих и коррекционных программ;Эксперт;Диагност;Фасилитатор рефлексии; Информационный ресурс. Совместная постановка задач развития УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей.ВМЕСТЕ -формулируют задачи развития для каждой конкретной группы детей. Ожидаемые результаты психологического сопровождения. 1. В отношении образовательного процесса в целом:Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;– в более быстром овладении ЗУН при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.Улучшение качества образовательного процесса за счет:– оптимизации образовательных программ;– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса. 2. В отношении участников образовательного процесса:Преподавателей:– повышение психологической грамотности;– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;– содействие в личностном росте. Учащихся:– эффективное овладение ЗУН;– развитие ВПФ (высших психических функций);– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);– повышение психологической грамотности;– повышение толерантности в отношении своих сверстников;– содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.Родителей учащихся:– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка; В НАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕМНОГО УСТАЛИ, УСТАЛИ НЕ ОТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, А ОТ ОБЪЕМА БУМАЖНОЙ РАБОТЫ. Но мы любим свою работу, любим своих учеников и это дает нам силы снова и снова входить в класс и сеять разумное, доброе, вечное. Спасибо!