Презентация выступления на августовском совещании учителей по математике на тему «Использование современных технологий, как условие повышения качества знаниями»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Фархаева Гульчира Валиевна учитель математики,I квалификационной категории, педагогический стаж 32 года, (Была руководителем школьного математического объединения -18 лет)Основной своей задачей считаю формирование высоконравственной, образованной, творческой личности, способной найти своё место в жизни, патриота своей страны Августовское совещание учителей «Использование современных технологий, как условие повышения качества знаниями» Качество-? В толковом словаре русского языка Ожегова читаем: «Качество — совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность». Качество же образования — термин, понимаемый разными аудиториями в системе образования неоднозначно. Его понимают не только как «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» (В. А. Кальней и С. Е. Шишов), но и как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг». В.А.Сухомлинский: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Мое педагогическое кредо Фундамент моей педагогической деятельности - формула личностно- ориентированного подхода, педагогика сотрудничества, педагогика успеха, современные воспитательные концепции «Любить + понимать +сострадать +помогать», Е. В. Бондаревской, Е. А. Селивановой. Мое концептуальное положение: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться». (В.Сухомлинский) Моё золотое правило по учению В.Сухомлинского: «Учитель – это садовник, выращивающий хрупкое растение – ребёнка». Но при этом помню: «Чтобы зажечь в нём искру знаний, учителю нужно впитать в себя целое море света». Моя заповедь: Все уроки, как люди, похожи и разные, Если к ним приглядеться с разных сторон, Ведь, бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон.Мой девиз: « Учитель – профессия дальнего действия - самая главная на этой земле!» В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний. Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года. Условия достижения «нового современного качества образования»:* введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;* оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;* обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;* использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;* введение профильного обучения в старшей школе;* усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;* развитие дистанционного образования;* государственная поддержка школ для одаренных детей;* создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;* создание государственной системы оценки качества образования. Как же повысить качество образования? Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами. Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся. Хорошее качество образования - это...Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: * с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; * с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; * с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Хорошее качество образования - это...Для учителей: * с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); * с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; * со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; * с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. Хорошее качество образования - это... Для родителей: * с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; * со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; * с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. качество образовательного процесса качествообразовательной программы качество потенциалаобучающихся качество потенциала педагогического состава качество средств образовательного процесса качествообразовательных технологий качество управленияобразовательными процессами Возможности интерактивной доски для учителей:экономия драгоценного времени урокапозволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия· позволяет использовать различные стили обученияпозволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другомвозможности анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалупозволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования· вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Возможности интерактивной доски для учащихся:· предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных, социальных и коммуникативных навыков ·  всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок· появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе·  можно заранее или на уроке подготовить собственный материал на уроках в начальной школе на уроках физики на уроках английского языка на уроках истории на уроках географии на уроках русского языка и литературы на уроках биологии на уроках химии9. на других уроках Использование интерактивной доски на различных уроках: Анимационные слайды Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является: низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. отсутствие интерактивных досок в школена первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий. В настоящее время во всех  нормативных документах (в «Стандарте 2004», в программах и др.), регулирующих учебный процесс в общеобразовательных российских учреждениях, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.   Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.  Школьная программа меняется постоянно, меняются типы экзаменов. ЕГЭ, в 9 классе теперь тоже экзамен в новой форме. Изменения в программах вызваны требованиями жизни, которая меняется. Новая жизнь потребовала новых знаний. Люди должны уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить имущество, т. е. знать математику для повседневной жизни.  От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но и научить ребят творчески распоряжаться ими.   Современный человек должен владеть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников.Необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся, и при этом учитывать возможности каждого ребенка.  Непрочность базовых знаний – серьезный недостаток современной школьной подготовки. Так как урок остается основной формой в организации образовательного процесса, следует искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоения учебного материала всем учащимся на базовом уроке, так и возможность творческого развития личности.  Спектр современных образовательных технологий достаточно широк, и выбор каждой из них определяется целью, спецификой содержания, конкретными условиями образовательной среды.  ИКТ-технологии в последние годы все глубже проникают в школьную жизнь, не обходя стороной и математику. Теория вероятностей и математическая статистика – как раз те разделы математики, в которых компьютер может оказать неоценимую помощь ученику и учителю.  Нам очень важны работы, связанные с информатизацией образования в целом и научению ребят работе  с компьютером.  Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.        Технология уровней дифференциации.В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Различают два вида дифференциации. Уровневая дифференциация Уровневая дифференциация. в основе которого лежит планирование результатов обучения; выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.  Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений.   К дифференцированному обучению можно подойти постепенно, начиная с 5 класса, в 5-6-х классах наблюдать, изучать психологии детей, эти два года посвятить диагностике результатов обучения, накопить материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С 7 по 9 класс можно работать  с двумя-тремя группами учащихся дифференцированно. В 10-11 классах можно вести индивидуальную работу с учащимися, поступающими в вузы, и работу с малочисленными группами.  КСО (коллективный способ обучения на уроках математики).КСО включает в себя несколько организованных форм: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Обучение осуществляется путем общения в парах сменного состава, когда каждый учит каждого, т. е. все учащиеся по очереди выполняют функцию учителя.   Технология модульного обучения.Ее суть заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы модулем (учебный модуль – это блок информации, включающий  в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий). В распоряжении ученика имеется инструкция, в которой определена цель усвоения модуля и каждого его элемента; сказано, где найти учебный материал и как овладеть им. Степень усвоения материала проверяется при проведении тестов, самостоятельных работ. Использование современных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.  В своей работе применяю современные образовательные технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, дифференцированного и проблемного обучения, а также игровые, компьютерные технологии; формы проведения – уроки-путешествия, экскурсии, диспуты, медиауроки с компьютерной презентацией, лабораторные занятия, эксперименты, исследования, интеллектуальные игры. Инновационные технологии Технология перспективно – опережающего обучения.Основные положения:личностный подходнацеленность на успехпредупреждение ошибокДифференциация (доступность заданий для каждого)опосредованное обучение (через знающего учить незнающего) Игровые технологииИспользуются:в качестве самостоятельной технологиикак элемент педагогической технологиив качестве формы урока или его части Технологияпроблемногообучения.Основа -исследовательский метод. Технология проблемного обучения Правила создания проблемных ситуаций:Перед учащимися ставят задания, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.Проблемное задание даётся до объяснения нового материалаТакими заданиями могут быть:Усвоение ,формулировка вопроса, практические действия оптимизация процесса обучения обеспечение наглядности сокращение временных затрат интеграция с различными дисциплинами Обучающие программы по математике 1.Открытая математика 2.5 Стереометрия. 2.Открытая математика 2.5 Планиметрия. 3.Планиметрия 7-9.Электронный учебник-справочник. 4.Стереометрия 10-11. Электронный учебник-справочник. 5.Алгебра 7-11. Электронный учебник-справочник. 6.Живая геометрия 7.Курс Математики`2000. 8.Teach Pro Математика. Мультимедиа технологии.9.Teach Pro Решебник по математике. 10.Алгебра «Не для отличников». 11.Геометрия «Не для отличников». 12.Тригонометрия «Не для отличников». 13.Математические игры. 14. Математическая школа. 15. Репетитор по математике Кирилла и Мефодия.16. Уроки геометрии 7-9 класс (2 части). 17. Уроки геометрии 10-11 класс (2 части).18.Графический редактор «ADOBE ILLUCTRATOR».19.«Обыкновенные дроби». 20. «Математика, 5-6»21. «Алгебра и начала анализа,10-11» 22. «Алгебра,7-9»23. «Алгебра и начала анализа: Итоговая аттестация выпускников,11» ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА? –2x + 7 = 8x +2 – – –10x= –5 x= 0,5 24 км ? t=4ч 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 А В О АOB = 700 Б и с с е к т р и с а IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Умножение десятичной дроби на натуральное число Умножение десятичной дроби на десятичную дробь 3 1 2 1 , 4 2 , 2 1 1 9 2 , х х 3 8 1 , 6 6 3 , 2 1 3 8 1 6 9 1 2 + 2 5 8 4 6 2 4 2 + ? 18 18 6 8 14 42 7 A M K B 1 2 3 I признак II признакIII признак Доказать: АВК = МFК Не верно! Проверка ВЕРНО! 260мм 26cм K – середина ВМ F 1,7дм 170мм Учебник «Математика 5», Н.Я. Виленкин, М, н.2008Учебник «Математика 5 класс, Г.В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон. М.:Ювента,2013«Контрольные и проверочные работы по математике», П.И.Алтынов, «Дрофа»,2008«Тесты по математике 5-6», авторы Е.В.Юрченко, Е.В.Юрченко,М, Дрофа, н. 2008 год«Интелект и творчество», Е.С.Смирнова, М, УЦ «Перспектива», 2008«Математика 5-6» , Ф.А. Пчелинцев, М, н.2008«Математика. Занятия школьного кружка» О.С. Шейнина, М, 2008Электронный учебник «Математика 5-11», издательство Дрофа,н.2008 8. А.С. Чесноков, К.И.Нешков . Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Просвещение, н.2008 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование ИКТ позволяет:сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;эффективно решать проблему наглядно­сти обучения, расширить возможности визуа­лизации учебного материала, делая его более по­нятным и доступным для учащихся;индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксиро­вать результаты, корректно и без эмоций реаги­рует на ошибки;совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно ана­лизировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря на­личию обратной связи;организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников твор­ческую активность.Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютерных технологий в школьном образовании. В данной работе я показала лишь некоторые возможности использования их в обучении и воспитании школьников, в частности через работу над мультимедийными  ученическими презентациями, что, несомненно, повышает мотивацию изучения предмета, активизирует процесс обучения (как для учителя, так и для учеников). Мой опыт работы по применению  новых технологий позволяет говорить, что при умелом использовании информационных, компьютерных технологий, учитель получает мощнейшее средство, позволяющее ему добиваться высоких результатов в работе.В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Продолжение заключения Использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной «символичностью». Материал урока дается в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию. Использование мультимедиа не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его расширяются. Но ─ на том же поле, в привычной парадигме! Образно говоря, делает то же, только руки его удлиняются, становятся более гибкими и умелыми.Известный педагог К.Д. Ушинский сказал: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать. Я полагаю, что мои уроки позволят выпускникам школы успешно подготовиться к профессиональной деятельности, легче адаптироваться к новым экономическим условиям, к жизни в обществе, будут способствовать развитию творческого потенциала и формированию собственного отношения к прошлому, активной жизненной позиции. Адреса сайтов www.ege.edu.ru www.fipi.ru www.edu.ru www.obrnadzor.gov.ru http://alexlarin.narod.ru. Официальные сайты поддержки ЕГЭ www.ege.edu.ru www.mon.tatar.ru www.fipi.ru www.rustest.ru www.obrnadzor.gov.ru www.edu.ru www.school.edu.ru www.mon.gov.ru  Литература: 1 Ж. Математика в школе №6-2008 г., №10-2008, №6-2009.2 Учительская газета №22-2008 г.3Ж.Педагогические технологии№2/2007Ссылки1.Концепция  модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/2.«СОМ»  http://center.fio.ru/som3.Федеральная целевая программа « Развитие единой общеобразовательной информационной среды на 2008-2013 годы», htth//www.informika/ru/text/goscom/4.«Компьютерные программы и медиаресурсы». Перечень учебной техники для основной и полной средней школы5.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru. Успехов Вам и вашим детям! Спасибо за внимание!