Презентация по МХК на тему: «Античные сюжеты в творчестве Рубенса». Работа ученика 11б класса Виталия Юшина


Работа Виталия Юшина, 11 "Б" гимназии № 405Преподаватель: Н. В. Дудкина Санкт-Петербург, 2011 Создатель нового стиля живописи Далеко не все великие художники заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс – исключение. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Три грации Три грации Грации – римское, теперь общеупотребительное название греческих богинь харит, с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Храмы граций находились почти во всех значительных городах. В честь их устраивались и праздники, состязались певцы и поэты. В Риме грации никогда не были предметом религиозного культа; только вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты. Их считали бессмертными, но не обладающими рангом богов.Картина Рубенса "Три грации" написана в 1639 году, маслом по дереву и является всемирно известным шедевром живописи. Картина хранится в Мадриде (Испания), в музее Прадо. Похищение Ганимеда Ганимед – в греческой мифологии юноша, сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои.Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богиней зари Эос и стал её возлюбленным.Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос. Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла),Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на горе Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.Ему была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолея. Союз Земли и Воды Картина ранее находилась в коллекции князя Киджи в Риме; между 1798 – 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа. Рубенс написал эту картину по возвращению на родину из Италии. В этом произведении фламандского живописца чувствуется сильное влияние, которое итальянские художники, в частности, Тициан и Аннибале Караччи, оказали на Рубенса. Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Собственно, в греческой мифологии богиня фригийского происхождения Кибела является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Вирсавия у фонтана Тема картины взята из Библии, где рассказывается о царе Давиде, влюбленном в жену своего военачальника Урии. В картине несколько действующих лиц, каждый из которых на свой лад выражает восторженное отношение к красавице Вирсавии. Это и негритенок, принесший любовное письмо царя, и служанка, расчесывающая дивные золотистые волосы, и Давид, свешивающийся с балкона дворца, чтобы лицезреть купающуюся Вирсавию, и даже собачка, заботливо ее охраняющая. Но не меньшим участником сцены становится сам художник, любующийся прекрасной женской наготой.«Свое любование Вирсавией Рубенс раскрывает в острочувственных сопоставлениях цветов, форм и поверхностей: нежной, теплой ноги и холодного твердого камня, пушистой черной шубки и гладкой светлой кожи, горение алых лент в волосах и румянца на щеках, льющихся струй воды фонтана и скользящих меж пухлых пальцев хрупких зерен жемчужного ожерелья. Декоративность цветовой аранжировки слабеет перед силой выраженного яркого эмоционального состояния – проснувшаяся жажда любви, надежды на счастье озарившей улыбкой лицо Вирсавии. С языческой щедростью художник утверждает человеческое право на чувственные радости бытия» . Источники и литература Большая Советская Энциклопедия, том 37http://rybens.ru/https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C