Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ»


Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ»Учитель информатики Плотникова С.В.МОУ СОШ п.Верхнемарково2017год Основатель методики интеллект-карт Тони БьюзенТони Бьюзен популярен как автор книг, касающихся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Интеллект-карты как способ работы с информациейВ начале 70-х годов прошлого века Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления. Области применения интеллект-карт: Основные направления применения интеллект-карт в обучении изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект-карты. Обучение начинается со схем - 5 классВ интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками. Создание интеллект-карты на готовой схеме- 5 класс- процесс закрепления материала: 6 класс – создание схемы начинается в процессе объяснения материала и работы с учебником :Ментальная карта, созданная учеником в процессе выполнения учебного задания, представляет собой ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ. 6 класс - визуализация процесса объяснения нового материала: Использование схемы при подготовке домашнего задания Ученики должны обучиться использовать технологию, почувствовать её преимущества, а на это нужно время. Шаблон ментальной карты Этапы составления интеллект – карты:1.Кладем лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры2.В центре картинкой или одним двумя словами обозначаем основное понятие. Обводим это понятие в рамку.3.От центра объекта рисуем цветным карандашом ветви-основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации о каждом понятии4.Рисуя интеллект – карту, применяем как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом понятии.5.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.6.Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего порядка соединяем с главными ветвями.8.Понятия разного порядка можно выделять разными цветами, в таком случае карту читать будет легко.9.Смысловые блоки можно отделить цветными линиями. Проверка ПРЕИМУЩЕСТВА метода интеллект – карт:Наглядность. Вся проблема оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.