Презентация на темуВлияние «Записок охотника» И.С.Тургенева на Полесский цикл А.И.Куприна


Влияние «Записок охотника» И.С.Тургенева на Полесский цикл А.И.Куприна а «Записки охотника»- это широкое поэтическое полотно народной жизни России. Чтобы понять, как повлияли «Записки охотника» Тургенева на Куприна, надо выделить центры, важные для обоих писателей. Прежде всего, это авторский интерес к так называемому «естественному состоянию» личности. Данное понятие включает в себя несколько значений: слияние с природой (в отличие от практицизма, хозяйственного расчёта); стремление к духовной гармонии, преобладание любви к жизни над рационалистическим использованием её даров; равноправный союз людей на основе естественных отношений. Другой узловой момент возникает при обращении художников к социальным и духовным процессам реального мира: писатели прослеживают судьбы народные в тяжёлых условиях труда, притеснений, исторических испытаний. Здесь есть свои конфликты и контрасты, проявляется внимание к разным сферам сознания широких масс. Сходство и различие персонажей (сотского Кирилла и полесовщика Талимона с героями Тургенева)Кирилла напоминает «положительного, практического рационалиста Хоря». Однако есть между ними и значительная дистанция. Это заметно даже во внешнем, совсем не благостном облике кудринского героя. «Кирила- высокий, костлявый и весь какой-то развинченный мужик. У него худое, жёлтое лицо, впалые щёки, плохо выбритый острый подбородок и огромный лоб». Кирилла похож на Хоря своей практичностью, «служилостью», «денежностью». Но у Куприна Кирилла подобострастен к начальству, жесток, любит власть. Талимон, как и тургеневский Калиныч, - человек другого склада. «Он совсем плохой хозяин, и его хату можно безошибочно найти, потому что она самая худшая во всём селе… Кожух у Талимона испещрён заплатами и разодран под мышками, из шапки кое-где повылезли клочья ваты». В отличие от визгливого голоса Кирилы, у Талимона он «глуховатый, носового тембра, не лишённый приятности, но говорит он редко и мало». Талимон очень скромный, застенчивый, уступчивый. Образ жизни героя прост и естественен: большую часть времени он проводит не природе, владеет мастерством охотника, любит лес, зверей, ценит выразительное слово, увлекается народными легендами и «байками». Автор симпатизирует Талимону, поскольку он «не испорчен цивилизацией». Но другого героя, Кирилы, она коснулась и явно своей дурной стороной. Противоположность характеров двух персонажей раскрывается и в охоте на тетеревов, и в разговоре с рассказчиком. Последний предложил выпить и закусить Кириле и Талимону. «Сотский торопливо принял из моих рук серебряный стакан, гаркнул своим сиплым фальцетом: «За ваше здоровье, ваше высокородие», опрокинул залпом водку в рот… Талимон сначала немного поцеремонился… Взяв стаканчик, он снял шапку и несколько секунд нерешительно глядел на водку; потом слегка кивнул мне головой и промолвил: «Ну! Будьте здоровы, паныч», - и с видимым наслаждением выпил» . Как тургеневского Калиныча более «трогали природа, горы, водопад » , так и Талимона интересовал яркий земной мир, живущий по своим извечно гармоничным законам. Этим определяется «родственность» Калиныча и Талимона, проявляющаяся в поведении, речи персонажей. Тем не менее Куприн воплощает в художественном образе совсем другой тип личности, что можно понять, сравнив описания внешности героев. Лицо у Калиныча было кроткое, ясное, как «вечное небо». У Талиона - чёрные глаза, которые смотрят сурово, недоверчиво, немного испуганно. Тургеневский герой нрава весёлого, самого кроткого, поэтического. Купринский персонаж наделён характером строгим, тяжёлым; он настороженно относится к людям. Калиныч хочет и может жить отвлечённо, полностью отдаваясь своим занятиям. Талимон вынужден подчиняться сложившимся устоям при всём своём отвращении к ним. Эта необходимость накладывает мрачный отпечаток на внутренний облик полесского крестьянина. В «Записках охотника» очерки связаны общим героем-повествователем, передающим свои впечатления от знакомства с разными крестьянами. У Куприна несколько рассказчиков: то чуткий наблюдатель нравов, то страстных охотник, увлечённый тонкостями этого ремесла, то возлюбленный юной дочери лесов Олеси. Между тем все произведения, написанные в разные годы, сохраняют внутреннее единство: в них решается проблема человека и природы, выражено авторское отношение к крестьянству. В этой последней области соотнесение взглядов и творческих манер Тургенева и Куприна, думается, необходимо. В рассказе «На глухарей» и в повести «Олеся» возникает несомненная параллель между тургеневским Ермолаем (Ермолай — спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «Ермолай и мельничиха») и купринскими Ярмолой, Трофимом (Трофим Щербатый - казённый лесник, который сопровождает автора очерка «На глухарей» во время охоты; Ярмола из повести «Олеся» - сосед и спутник главного действующего лица Ивана Тимофеевича). В произведениях обоих писателей присутствует рассказчик, который повествует о том, что видит и переживает сам. Через его восприятие показаны многие черты крестьянской психологии. Тургенев чутко воспринял тему «человек и природа». Для Куприна она стала главной, поскольку его идеал восходил к полному нераздельному слиянию людей с вечно прекрасным земным миром. Вот почему утонченное мастерство Тургенева в пейзажной живописи было близко к Куприну