Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле


СПЕЦИФИКА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОЛЕ Езидов З.Э., зам. директора по УМР, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Шелковской Центр технического творчества» Определение основных понятий{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Дополнительное образование-это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования Описание результатов реализации программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Результаты реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы могут быть представлены как:- результаты обучения;- результаты развития;- результаты воспитания.Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение:- предметных результатов;-метапредметных результатов;- личностных результатов. Они могут быть представлены как:1. результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений;2. результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;3. результаты третьего уровня – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия Типология программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы;дополнительные предпрофессиональные программы. По содержанию: дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:- технической;- естественнонаучной;-физкультурно-спортивной;- художественной;- туристко-краеведческой;- социально-педагогической.Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы:- области искусства;- в области физической культуры и спорта.По содержанию: - общекультурному;-общеинтеллектуальному;- социальному;- духовно – нравственному;- спортивно-оздоровительному.По планируемым результатам:- комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;- тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);- программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;- программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.)- индивидуальными. Структура программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}- Титульный лист- Пояснительная записка- Учебно-тематический план- Содержание курса- Методическое обеспечение- Список литературы1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)- Введение- Перечень основных разделов с указанием часов- Описание содержания занятий- Характеристика результатов (3-х уровней)2 вариант (основа - структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)- Пояснительная записка-Особенности форм работы- Тематическое планирование- Содержание программы- Формируемые универсальные учебные действия)- Планируемые результаты (3-х уровней) Реализация программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273 –ФЗ, гл. 3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.Формы обучения по дополнительным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.Программа внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Период реализации программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Экспертиза и утверждение программ{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем (что фиксируется на титульном листе) Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации. Успехов в реализации программ!