Презентация Активные методы обучения как современная технология обучения


– Активные методы обучения как современная технология обучения, мотивирующая познавательную активность старшеклассников Современные педагогические технологии «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».Б.Шоу ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам [Г.К. СЕЛЕВКО «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОРСКИХ ШКОЛ», М., 2005; С. 30] СУЩНОСТЬ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НАЛИЧИИ ТРЁХ КОМПОНЕНТОВ:ЦЕЛЬ;СРЕДСТВА;ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.Чему учить? Зачем учить?Как учить результативно?

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами и включающих в себя методы и формы, средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей в обучении. Образовательные технологии – методики и приёмыУчитель – организатор, консультант, создающий условия работы, направляющий к успехам и находкам.старшеклассник – активный участник процесса обучения.Роль учителя в учебном процессе заключается в мотивации, создании условий, планировании, организации, анализе, сотрудничестве. «Скажи мне - и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Дай мне действовать самому – и я научусь.» Китайская мудрость Проблемная лекцияОсновополагающий вопрос – проблема. В ходе изложения материала преподаватель показывает пути решения проблемы и решает её.Проблемы могут быть: научные, социальные, производственные. Эвристическая беседаПреподаватель ставит ряд вопросов, направляющих мысли и ответы старшеклассников, с использованием знаний из книг, фильмов и других изучаемых дисциплин, а так же жизненного опыта. Учебная дискуссияБерутся две противоположные точки зрения, которые даются преподавателем. старшеклассники должны их обосновать и доказать самую оптимальную. Поисково-лабораторная работаВыполняется по инструкции.До начала изучения теоретического материала старшеклассники должны сами сделать выводы о каких-то характеристиках. Анализ производственных ситуацийПоиск путей решения задачи выполняется самостоятельно старшеклассниками.Решение стандартных и не стандартных ситуаций.Решение задач аналитического характера – умение анализировать, принимать правильное решение. Педагогические методики и приёмыВ зависимости от степени активности старшеклассников методы можно разделить на:ПРОЕКТНАЯ (ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ)СОЦИО-ИГРОВАЯТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯРЕПРОДУКТИВНАЯ Метод проектного обученияЦель: создать условия при которых старшеклассники самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности и общения, способствуют взаимодействию в коллективе (группе), приобретают исследовательские умения (анализ, построение, гипотез, сбор информации, наблюдение). Метод проектного обученияИсходные теоретические позиции проектного обучения:Обучающийся в центре внимания, для развития его творческих способностей.Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, что повышает мотивацию учащегося.Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.Усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования в различных ситуациях в стадии разработки проекта (проектного задания). Метод проектного обученияСтадии проекта:Разработка задания проектаРазработка выполнения проектаОформление результатовПрезентация проектаРефлексия Метод проектного обученияВиды учебных проектов по времени:Краткосрочные проекты (2-6 часов)Среднесрочные проекты (12-15 часов)Долгосрочные проекты (несколько дней) Метод проектного обученияКритерии оценки проектного метода:Достижения: цели проекта (надпредметные, экологические, на конкретный результат)Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата выраженного в развитии познавательного, творческого и самостоятельного действий учащегося. Метод дебатовЦель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать любую позицию – толерантность, уважительно относиться к любой точке зрения и т.п.) Метод дебатовЦель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать любую позицию – толерантность, уважительно относиться к любой точке зрения и т.п.) Метод дебатовИнтеллектуальные соревнования – развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.Дебаты предусматривают следующую последовательность действий:Подготовка к игреИграАнализ игры Метод дебатовСуть игры – спикеры могут брать тайм-ауты между раундами по 8-10 минут.За временем следит тайм-скипер, который предупреждает об окончании отведенного времени (за 1-2 мин.)Условие игры – две команды: одна выдвигает тезис, другая его отвергает. В конце игры рефлексивный разбор деятельности всех участников. Кейс методЦель: использование практических знаний полученных в период теоретической подготовки, а так же умений опирающихся на предыдущий опыт в практической деятельности.Кейс – конкретная ситуация – это письменное представление, описание определённых условий в жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, направленное на формирование проблемы и поиск вариантов её решения. Кейс методТипы кейсов: по типу результатов: Проблемные – результат в формировании основной проблемы Проектные – в начале результата программа действий по преодолению проблем в сложившейся ситуации по источнику информации: Описание реальных ситуаций взятых из литературы или личного опыта преподавателя Условные ситуации (придуманы преподавателем)По субъекту представления информации: Преподавателем старшеклассники или группа старшеклассниковПо дидактическому основанию:Анализ актуальной проблемы Кейс методСтруктура описания ситуации:Временная структура кейса – учащиеся должны понимать в какой последовательности происходят события изложенные в кейсе.Сюжетная структура кейса – увлеченность материалом, структурная линия.Разъяснительная структура – подробное изложение и понятность проблемы кейса.Реконструирование ситуации с заданной проблемой - объяснить причины и рациональность выбора.План действий – кратко и ясно описать шаги по реализации курса действий приводящее к разрешению проблемы. Игровой методИгра – это принудительная активизация мышления, независимо от желания обучаемого.Деловая игра, учебная игра, дидактическая игра, ролевая игра, игровые ситуации, игровые приёмы и т.п. – это восприятие ситуации, развитие мышления, действия, речи (усвоение информации до 90%). Игровой методВиды :Игровое взаимодействие – установление правил порядка действия участников.Дидактическая игра – коллективная целенаправленная деятельность, в которой все участники объединены одной целью и задачей (анализ конкретной ситуации).Игровое проектирование – разработка проекта какой-то технологии, нового объекта и т.п.Социоигровые – технологии обучения, методики театральной подготовки в виде социальных ролей.Деловая игра – метод имитаций профессиональной и не профессиональной деятельности.Интерактивная игра – это тренинговая форма проведения занятия. Педагогические приёмыРазвитие критического мышленияПриём «Корзина идей, понятий, имён…»Приём «Кластер»Приёмы на стадии рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)Приём «Интеллект – карты»Приём «Кубик – Блума»Приём «Инсайт»Приём «ПОПС – формула»Приём «Шесть шляп мышления» Развитие критического мышленияКритическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях. (Д. Клустер Что такое критическое мышление? ) Первая стадия - вызоваЭта стадия позволяет:актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия - осмыслениеЭта стадия позволяет:получить новую информацию;осмыслить её;соотнести с уже имеющимися знаниями. Третья стадия - рефлексияЭта стадия позволяет:осмыслить всю полученную информацию;присвоить новое знание;сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Приём «Корзина идей, понятий, имен,…»Называется проблема, задается вопрос о том, что известно ученику по этой проблеме.Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин.Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации. Приём «Кластер»Кластер в переводе означает пучок, созвездие.Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ключевое словоКатегория 1Категория 4Категория 3Категория 2Так выглядит кластер Кластер решает такие педагогические задачиактивизируется деятельность учащихся; учащиеся учатся работать в группе;учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей. Что позволяет определить анализ составленного кластера ?то, что ученик запомнил из пройденного материала; содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;владеет ли ученик системным мышлением. Что ценится в данной работе?уметь выделять смысловые категории, слова; устанавливать причинно-следственные связи;умение систематизировать материал; собственное видение предложенной темы. Как организовать процесс оценивания? По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 разных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Ученики сами выбирают критерии оценки и оценивают работу своих товарищей В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:скорость исполнения, правильность причинно-следственных связей,широта охвата материала. Примеры использования приёма1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер. 2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера. Приёмы на стадии рефлексииСинквейнДиамантаЭссеТелеграмма и др. Что такое синквейн?Это стихотворение, состоящее из пяти строк составленное по определенной схеме. Дидактический синквейн:Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.Четвёртая – ключевая фраза, наиболее важная идея.Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора. Схема составления синквейнаСуществительное – тема синквейна (объект)2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта3 глагола– действия, совершаемые объектомПредложение – отношение автора к объектуСиноним к первой строчке – суть объекта Пример синквейнаУчительТрудолюбивый, знающийПомогает, учит, поощряетУчитель нужный человекТворец.


Знакомство с синквейном проводится такобъясняют правила написания синквейна;в качестве примера приводятся несколько синквейнов;задается тема синквейна;фиксируется время на данный вид работы;заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников. Заключениесинквейны очень полезны в качестве:инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;средства оценки словарного запаса учащихся;средства творческого самовыражения.Синквейн о синквейнеСтройный, лаконичный,Мыслит, обобщает, собирает.Помни: краткость – сестра таланта.Инструмент (для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации) Приём «Интеллект-карты»Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров. Пример интелект-карты Приём «Кубик Блума» «Почему»,«Объясни»,«Назови»,«Предложи»,«Придумай»,«Поделись»На гранях кубика написаны начала вопросов: К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний. Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным. Приём “Кубик Блума” можно использовать как самостоятельно, так и в контексте Техники активно-продуктивного чтения”. Приём «Инсайт»1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме.2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре – обменяться информацией, дополнить друг друга. Приём «Инсайт»3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.). Приём «Инсайт»5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками: Приём «Инсайт»Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы. Приём «Инсайт»Итог:Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный и в группах.Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Приём «ПОПС формула»П – позицияО – объяснение (или обоснование)П – примерС – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:«Я считаю, что…».Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:«Потому что …».Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:«Я могу это доказать на примере …».И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Приём «Шесть шляп мышления» Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу — это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Черная шляпа: критика Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой). Зеленая шляпа: креативность Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления. Красная шляпа: чувства и интуиция Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе. ЛитератураСемушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования».