Развитие устной речи младших школьников на уроках филологического цикла.


Мастер-классРазвитие устной речи младших школьников на уроках филологического цикла. Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №74, г. ВоронежаМурашко Марина Викторовна Заберите у меня все, чем я обладаю, Но оставьте мне мою речь, И скоро я обрету все, что я имел”. Джон Уэбстер Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому. Задачи учителя заключается в том, что необходимо: обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг); обеспечить создание речевых ситуаций; обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно. Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д. Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе. Речевые упражнения:  1. Фонетическая зарядка.Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! ) 2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка».Растягиваем губы в улыбке. Упражнение «Бегемотики»Широко открываем,а потом закрываемрот. Упражнение «Хоботок».Вытягиваем губывперёд. Упражнение «Почистим зубки».Двигаем языком по внутренней стороневерхних и нижних зубов слева направои наоборот. Упражнение «Качели». Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать. Упражнение «Змейка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 3. Упражнения для дыхания и дикции. Проколотый мяч (имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с); Имитация колокольного звона (бом, бам, бим...); Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»); Именинный пирог (задуть свечи); 33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка). 4. Чистоговорки.Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Ло-ло-ло - на улице тепло.Лу-лу-лу - стул стоит в углу.Оль-оль-оль - мы купим соль.Ра-ра-ра - начинается игра. (Можно инсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.)На часок мы заш-ш-ш-ли К черепаш-ш-шке.Черепаш-ш-шка подалаЧайник, чаш-ш-шки. Мышка сушек насушила,Мышка мышек пригласила.Мышки сушки кушать стали,Мышки зубики сломали. 5. Скороговорки: Наши руки были в мыле,Мы посуду сами мыли,Мы посуду мыли сами –Помогали нашей маме! Три сороки-тараторкиТараторили на горке. От топота копытпыль по полю летит. Белые бараныБили в барабаны.Без разбору били –Лбы себе разбили. Одно из основных направлений в развитии речи младших школьников – это игра. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания. Игры: «Птичья стая».- Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.(Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)- Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.(Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.) - И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.(Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.) 2. Игра «Художник».Развивает внимание, наблюдательность и речь детей. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: Нарисую я портрет, Только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, Чей портрет рисую? Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь. 3. Игра « Зашифрованное слово».Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.Предлог, логово, железо, низина, енот (ПРЕДЛОЖЕНИЕ) - по первому слогу;Пуговица, молоток, лава (ГОЛОВА ) – по второму слогу ;Колесо, село, панама (СОЛОМА) - по последнему слогу. 4. Игра « Волшебный ряд букв ».Дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить несколько заданий:А, Б, О, И, К, Л, Е, П, Т.Задания:а) деление на группы ( гласные - согласные );б) составление слов из букв ( пила, лупа, лоб); в) назвать буквы в алфавитном порядке;г) составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы (Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.) 5. Игра « Выбывание слов».Игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать. На доске дается ряд слов.ГОНИТ, ИГРАЮТ, КРИЧИТ, БРОСИЛ, НАГРЕВАЕТ.Задание.Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.а) играют - единственный глагол множественного числа; б) бросил - единственный глагол прошедшего времени; в) нагревает - глагол с приставкой; г) гонит - глагол-исключение. Игра «Составь предложение». Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.РЕКА, РУЧКА, СОБАКА.Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова. (Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.) 7. Игра «Подбери слова».Как называется избушка, где живет сторож? __ __ __ __ __ Ж __ __2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __3.Твердая застежка на поясе.__ __ __ Ж __ __4.Часть стола или стула.__ __ Ж __ __( Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка) На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях. Творческие работы.   1. Творческое списывание.Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Задание: вставь пропущенные глаголы с не.Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ... игроки. «Сорвать решающий матч!»-... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег. (недоумевают, негодует, нездоровится) 2. Терминологический диктант.Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. (Лексическое значение слов).1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна 2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки 3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой 4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературномтворчестве (жалюзи). (эрудиция). (форзац). (филология). 3. Фразеологизмы.Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы. 1. Восстанови фразеологизмы.Купить... в мешкеПустить ... в огородДелить шкуру неубитого ... Смотреть как ... на новые воротаДуется как ... на крупуПисать как ... лапой кота козла медведя бык мышь кура Задать головомойкуЗа пояс заткнутьПлясать под чужую дудкуМорочить головуПрикусить языкЗарубить на носуЗадирать носЛовить ворон - отругать - победить исполнять чужую волю - обманывать - замолчать - запомнить - воображать, заноситься - отвлекаться Не по карману – На краю света - Со всех ног – По совести - Как в аптеке - Испокон века - Как гром среди ясного неба- Бок о бок - дорого. далеко. быстро. точно. честно. давно. неожиданно. рядом. коварная сова скользкий стрекоза одинокий змея мудрая белка изворотливый мышь надутый лягушка толстокожий рак- отшельник легкомысленная птица юркая угорь вольная уж запасливая индюк холодная бегемот 7. Назовите фразеологизмы со словами: зубы нос ноги уши Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Используя в своей речи пословицы и поговорки, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки как ценный языковой материал можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка в целях обогащения словарного запаса учащихся. 1. Задание: прочитайте два текста, выберите подходящую к основной мысли текста пословицу. У Шарика шуба густая, теплая, он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки- просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, добро стережет, злых людей и воров во двор не пускает,- за это его любят да сытно кормят.Собака - друг человека. Собака помогает пастуху охранять овец от волков. В сибирской Тайге собака лайка находит охотнику драгоценного соболя. На Севере ездовых собак запрягают в сани и мчаться по тундре. Собака не оставит человека в беде.Пословицы:-Собака- верный друг человека.-Не замахивайся палкой- и собака не залает.-И собака помнит, кто ее кормит.-Не учи щуку плавать, а собаку лаять.-Без собаки зайца не поймаешь. 2. Задание: даны пословицы, построенные на антонимах. Объясните их смысл.Мал золотник, да дорог. Из большой тучи малый дождь. После большого веселья слезы бывают. Мягко стелет, да жестко спать. Много шуму из ничего. Корень ученья горек, зато плод его сладок. 3. Задание: вспомните пословицы по двум данным словам.Дело — смелоЖуравль — синицаСлово — воробейТруд — рыбкаВремя — потехаПеро — топор 4. Задание: дополните пословицы и поговорки и объясните смысл. от яблони недалеко падает.Шила в не утаишь.У страха велики. в глаза колет.Дело боится.После драки не машут. .Готовь сани летом, а зимой. Яблоко кулаками мешке глаза Правда мастера телегу Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь.2. Перо сильнее меча. 3. Друга узнаешь в опасности. 4. Если есть дым, есть и огонь. 5. За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Друзья познаются в беде. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Что написано пером, не вырубишь топором. Нет дыма без огня. 6. Задание: в предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их.В гостях хорошо, а дома хуже.В темноте, да не в обиде.Дыма без коня не бывает.Свято место густо не бывает.Обещанного три хода ждут.Проще жареной репы.Лес рубят кепки летят.Не в деньках счастье.Машу маслом не испортишь. 7. Задание: сопоставьте пословицы.1. Мягко стелет, да жёстко спать.На языке мёд, а на сердце лёд.Иди в родной край, там и под ёлкой рай.Дареному коню в зубы не смотрят.Мал золотник, да дорог.2. Что прошло, того не воротишь.Что написано пером, не вырубишь топором.Утро вечера мудренее.Кончил дело – гуляй смело.Что с возу упало, то пропало.3. У страха глаза велики.Волков бояться – в лес не ходить.Смелость города берет.Трус и таракана принимает за великана.Не ножа бойся, а языка. 8. Задание: ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.Когда считают цыплят?Что не вырубишь топором?Чего не утаишь в мешке?Когда приходит аппетит?Что любят деньги?Какой друг лучше новых двух?Повторенье- мать чего? 9. Задание: вспомните пословицы, в которых упоминаются числа и объясните их смысл.Ум хорошо, а два лучше.У семи нянек дитя без глазу.… 10. Задание: вставьте нужное слово и объясните смысл пословиц.1. Лес рубят - щепки …а) жгут б) губят в) падают г) летят 2. Не пойман – не …а) враг б) спортсмен в) вор г) злодей3. После драки … не машут.а) руками б) кулаками в) флажками г)платками4. Своя … ближе к телу.а) майка б) футболка в) блузка г)рубашка5. Один в … не воин.а) поле б) селе в) классе г) гостях летят вор кулаками рубашка поле Берись за дело - не будет грузно.За правое дело стой Кто сегодня солгал, тому и не поверят.Правду как не прячь, она выйдет.Петь хорошо , а говорить врозь.Око видит , а мысль дальше.Волков бояться – Не было гроша, Готовь летом сани, дружно смело. завтра наружу хором далеко в лес не ходить. да вдруг алтын. а телегу зимой. 12. Задание: составить рассказ по пословице.1) Прочитай пословицу. Когда так говорят?«Ученье и труд вместе живут».2) Рассмотрите рисунок. Что видите?(Мальчик по книге учится строить скворечник.)3) Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. «Приятная для слуха речь - своего рода музыка». Аристотель