Тема: Принципы гуманитаризации и гуманизации в процессе преподавания


Преподаватель химии Ольховская В.Я.г. Керчь 2013г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКА КРЫМ«КЕРЧЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»Инструктивно-методическое совещание Из опыта работы ТЕМА: Принципы гуманитаризации и гуманизации в процессе преподавания Личностно-ориентированное обучениеГуманизация образованияДемократизация образованияФундамелизация образованияПриоритет сохранения здоровья учащихсяСтандартизацияКомпьютеризацияГуманитаризацияПрофессиональная направленность Ведущие направления совершенствования содержания образования: Гуманизация – это такой процесс обучения , который предусматривает повышение внимания к личности обучаемого, поиск таких форм и методов преподавания, при которых создаются комфортные условия для всестороннего, гармонического развития личности в учебном процессе. Гуманные методы и приёмы обучения «Гуманитарная культура педагога определяется как совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений».«Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине. Гуманность – гуманностью!"Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее». В. А. Сухомлинский Гуманитаризация – как понятие слова В словарной литературе гуманитаризация образования определяется, как система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности Гуманитаризация – это… В философской, педагогической, методической литературе: гуманитаризация обучения – это “насыщение содержания образования объектами, идеями, ценностями, проблемами, представляющими общечеловеческий интерес” Принципы гуманитаризации Использование в процессе преподавания химии мировых ценностей культуры человеческого общества: музыки, художественной литературы, живописи, поэзии, философии, экологии, истории и т.д. Позволяющие обогатить не только образованность, но и повысить духовную культуру – определяется в педагогике, как принцип гуманитаризации. Направления гуманитаризации образования В современном образовании используется ряд путей гуманитаризации образования:-увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин- увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин- разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам- выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ Данный принцип удовлетворяет требованиям, предъявляемым к другим методологическим принципам обучения, так как: он связан с закономерностями процесса познания, образным видением явлений и опирается на эстетический критерий истины; формирует представление о методах теоретического познания в естественно-математических науках; связан с целями обучения и способствует развитию творческих способностей;является самостоятельным и дополняет остальные принципы обучения Гуманитарный аспект на уроках естественных наук Реализация гуманитарного аспекта, используя принцип интегрирования- а именно с:ИсториейЛитературойМузыкойИскусствомПосредством использования на уроках:СтиховЗагадок, пословиц, шарадМузыкальных произведенийКартин известных художниковИсторических фактовОтрывков из литературных источниковСамостоятельное составление рассказов, написание слоганов, составление синквейнов и т.д. КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя. Керамическая посуда. Древний Китай керамика Тема: Строительные материалы Хрусталь и бронза Стекло -применение Из цветного стекла М.В.Ломоносов выложил вместе с учениками большую (42 кв.м.) мозаичную картину «Полтавская баталия», украшающую и сейчас здание Академии наук в Санкт – Петербурге. При изучении солей и оксидов различных металлов, говорим о их применении для создания художественных красок, демонстрируя произведения живописи гениальных художников. «Золотая осень» 1885 год Исаак Ильич Левитан «Пейзаж с радугой.» 1915 Константин Андреевич Сомов Артемида-охотница 330 до н.э. Мрамор, высота 2,0 м. Лувр, Париж Сидящая купальщица1906-1907. Бронза,. Бурдель Антуан, Париж Темы: Металлы; Карбонаты «синквейн» - французское слово , обозначающее «пять строк». Правила оставления синквейна – это:1. строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2..строка – два , три слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3. строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. строка – фраза из 4-5 слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому объекту. 5. строка – одно слово выражающее суть данного предмета или объекта.НАПРИМЕР: ВодаЖидкая, прозрачная, бесцветнаяЛьётся, течёт, испаряется.Без неё нет жизни на земле!Вещество. Загадки Из вулканов я являюсь И в воде не растворяюсьОчищаю нефть и маслоЖёлтым цветом я горжусьВиноград лечу прекрасноНу, и как же я зовусь? * * *Трёх цветов всегда бываю:Жёлтый, белый, красный -Рост растеньям прибавляюИ горю прекрасно.Не зажечь спичкой огня -Если б не было меня! * * *Из меня кастрюли ваши В них мы варим суп и кашу.Я металл для самолётов -Облегчаю их в полёте.Белый я, как зимний инейА зовусь я - … Загадки Каждый вспомнит и не раз -Сколько силы в нём сокрыто:Он ведро и даже таз,Он и чайник и корыто,Циркуль, гвоздик, самолётИ для крови он полезен,И теперь любой поймётГоворим мы - о железе. * * *Я вокруг и я вездеЕсть я в воздухе, в воде,Я в крови, и я в травеЯ в деревьях, я в тебе.Дышит мною весь народА зовусь я - (кислород)! Шарады Слог первый - плохо всё, провалНо со вторым - страх очень малА в целом знает весь народ,Что я полезный углевод! (крах-мал)Древнейший химик меня знал -Я жёлтый, хрупкий неметалл.Но первую букву смело смениИ ты не найдёшь лучше имени. (сера - Вера) С «ф» я очень мягкий минералС «н» я твёрд - найдёшь меня средь скал (графит - гранит) Приоритетные компоненты гуманитарной культуры культура жизненного самоопределения;экономическая культура;культура труда;политическая культура;правовая культура;интеллектуальная культура;нравственная культура:экологическая культура;художественная культура;культура общения и семейных отношений;физическая культура. Гуманитаризация - один из важнейших принципов учебного процесса в современном зарубежном и отечественном народном образовании Вывод: