Инклюзивное образование в рамках реализации проекта Доступная среда. Развитие и использование остаточного зрения.


Развитие и использование остаточного зрения Попельницкий А.Д., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 35 г. Нижний Новгород Остаточное зрение Среди слепых большую группу составляют дети, имеющие остаточное зрение (от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с очками). За последние годы отмечается относительное уменьшение детей с абсолютной слепотой, т.е. с полным отсутствием зрения (равным 0) и увеличение числа детей с более высоким зрением. Остаточное зрение – очень низкое зрение. Дети с таким зрением являются практически слепыми. Они вынуждены обучаться по рельефной системе Брайля. Однако имеющееся у них зрение дает им возможность лучше ориентироваться в пространстве, облегчает восприятие окружающих предметов и наблюдение явлений, происходящих вокруг них.  Каким бы ни было низким зрение, оно весьма ценно для человека. Поэтому сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить – чрезвычайно важная задача. Чем раньше у ребенка выявлено то или иное расстройство зрения и приняты соответствующие меры, тем они оказываются более эффективными.  В нашей стране Л.П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития. Пять методик Л.П. Григорьевой Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л.П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития. Все методики показали высокую эффективность, особенно у слабовидящих детей. Первая методика Первая методика (по Е.Н. Соколову) представляет собой дозированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синаптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза. Вторая методика Вторая методика – наглядно-действенная – обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия. Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия — предметность, целостность, структурность, константность. Третья методика Третья методика – наглядно-образная – формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ. Четвертая методика Четвертая методика – наглядно-образная, построенная для компьютерного использования, – создает условия для развития перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоскопечатного текста. Она позволяет гибко, в соответствии с индивидуальными особенностями зрения, реализовать требования коррекционной эргономики: применяются такие характеристики объектов, как четкий контур (до 60- 80 %), оптимальные угловые размеры (до 2-3 %), насыщенность цветов. Пятая методика Пятая методика – кинопроекционная – создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие глазных движений. Охрана остаточного зрения В целях охраны остаточного зрения большое значение имеет создание благоприятных гигиенических условий. Особенно большое значение имеет создание рационального освещения. Лучшим видом освещения считается дневной свет. Если дневного света оказывается недостаточно в дополнение к естественному, прибегают к искусственному освещению. В целях облегчения зрительного восприятия и уменьшения напряжения глаз необходимо следить, чтобы наглядные пособия, рисунки были контрастными и четкими. Большое значение имеет их цветное оформление. Цветовые изображения лучше воспринимаются. При этом лучшими считаются те цвета, которые ближе к естественным. Большое значение для сохранения здоровья и зрения детей имеет соблюдение режима дня в целом. Особое внимание в режиме дня детей следует уделять их физическому воспитанию. Для детей с глубокими нарушениями зрения физическое воспитание имеет корригирующее значение. Оно является важным средством по преодолению ряда недостатков в их двигательной системе: способствует лучшей координации движений, улучшает ритм, скорость и точность движений и т.д.  Вся работа по охране зрения должна проводиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, с учетом состояния его здоровья и зрения. Наибольшей эффективности в охране остаточного зрения возможно добиться совместными усилиями врачей, педагогов, воспитателей и родителей.