Презентация Развитие познавательной и творческой активности обучающихся на уроках математики с использованием ИКТ


МБОУ «СОШ № 108» города НовосибирскаРазвитие интереса и внимания на уроках математикиГейда Ирина Владимировна2016 год

Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения. Проблема, над которой я работаю :«Развитие познавательной и творческой активности обучающихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий» Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках математики позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия: между высоким уровнем требований, предъявляемых в математике мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности; между общепринятым мнением о математике, как о предмете вычислительном (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета; между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения. Активизация познавательной активности учащихся на уроках математики.Факторы, формирующие познавательную активность учащихся, можно выстроить в следующую цепочку:МотивыПознавательный интересПознавательная активностьПознавательная деятельностьМотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес обучающихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать систему уроков с применением новых информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс - творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников. Мною практикуется использование компьютера для обучения математики. Приведу в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения, опробованные мною на практике: Этап усвоения новых знаний Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся : восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Практикую в своей работе объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроках геометрии сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией.Для расширения видов учебной деятельности обучающихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Этап закрепления учащимися новых знаний и способов действий В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с обучающимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока. Вот лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием компьютерной презентации. Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного.Осуществлять связь теории с практикой, с выходом на уровень переноса.Прорабатывать учебный материал по степени его значимости (Что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять).Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти.Повышение уровня наглядности урока.Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся. Диаграммы учитель математики МБОУ «СОШ №108» города Новосибирска Гейда Ирина Владимировна Статья расходаСумма,рПитание5000Жилье2500Одежда3000Хоз. нужды2000Развлечения1000Транспорт500Внимательно рассмотрите рисунки, следующие ниже, найдите в них общее и постарайтесь рассказать, о том, что вы видите на рисунках. Распределение расходов в семье из 3 человекСТОЛБЧАТАя Распределение расходов в семье из 3 человекЛИНЕЙНАя Распределение расходов в семье из 3 человекКОНИЧЕСКАя Распределение расходов в семье из 3 человекЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ Распределение расходов в семье из 3 человекКРУГОВАя Распределение расходов в семье из 3 человекКРУГОВАяОБЪЕМНАя Задание 2Ответьте по рисунку на следующие вопросы:Кто победил в выборах в Государственную Думу Российской Федерации?Сколько процентов голосов набрала каждая из партий? Выполните в тетрадиСоставьте круговую диаграмму «Результаты контрольной работы по математике», используя следующие данные:Число учащихся91872Оценка за контрольную работу5432 Существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel. Для построения диаграммы в этой программе достаточно:1)Заполнить таблицу данных:2) Выделить ее;3) подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей. После этого появиться окно, в котором можно выбрать тип диаграммы и оформить по своему вкусу.ОсеньЗимаВеснаЛетоЗонты5680150072309340Сумки1720164018301790Перчатки3740352036801060Варежки232029801200 Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Большое количество информации позволяет организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-семинар; деловая игра; урок – КВН; урок – творческий отчёт.Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, практическая интересная задача, крылатые слова как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках математики. Ну-ка в сторону карандаши!Ни костяшек, ни ручек, ни мела:Устный счёт! Мы творим это делоТолько силой ума и души!0,64 : 8 + 0,14  3? 0,72 – 0,32  4 + 4,8 ?1,3 + 3,6 : 7  0,8 ?3  0,6 + 3,2 : 0,1 ?




3:22:10Найдите пропущенные числа :60,10,5:0,2:8:0,1:5:: Вставьте вместо * пропущенныецифры: ;

Составь выражение к задаче по рисунку и реши её, используя своё выражение. 62 км/ч38 км/ч3 ч?






Устные упражнения Я задумала число. Приделении этого числа на 9 получилось 11 и в остатке 5. Какое число я задумала?1104
style.rotation

Игра  «Угадай слово»1. Игра  «Угадай слово» используется мной обычно при  закреплении материала по любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».  Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.                         Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не  ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос. Игра «Лабиринт»      3279514319172689532115743Правильный ход:3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45   Этап всесторонней проверки ЗУН При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.. Компьютер в качестве электронного ассистента, обладая специфическими функциональными возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, может стать мощным средством для стpуктуpиpования и систематизация математических знаний и умений, для формирования миpовоззpения и развития интеллекта школьника, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, использование компьютера на уроках - одно из средств, позволяющее успешно, эффективно и рационально проводить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр. Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения. Внеклассные формы работы по предметуСвоя играБрейн -рингПомогите Золушке СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!