Презентация Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира


Формирование познавательных УУД (окружающий мир) Боровская М.А., учитель начальных классов высшей категорииМАОУ СОШ №56 г.Челябинска Существенное отличие ФГОС НОО – акцент на умение применять знания, на знания как средство развития личности. «Ориентация ежедневного учебного процесса – путем подбора учебных заданий и учебных ситуаций – на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов». Так учили нас Так учим мы Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1.Учитель проверяет д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме. Так учили нас Так учим мы Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, задания, формирующие УУД маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены: ● личностные – красным,● регулятивные – оранжевым,● познавательные – синим,● коммуникативные – зеленым. Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета – ●. Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий по окружающему миру:Одна из ведущих целей предмета «Окружающий мир»– научить школьников объяснять окружающий мир. Учебник 1 класса, ч. 2 (с. 48) Тема «Живое-неживое».Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков. (Сравнивать и группировать предметы.) Учебник 1 класса Тема «Растения и животные». Вместо репродуктивного «Перечислите отличия растений от животных» даем такое задание:Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!»- Что ему ответил умный утёнок Кряк? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.) Учебник 2 класса, ч. 1 (с. 23) Тема: «Природные часы, календарь и компас» Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как ты определишь стороны света? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.) А когда мы проводим мониторинг сформированности УУД, задания такие: В Сочи при строительстве тренировочного зала для спортсменов учитывали, чтобы в вечернее время солнечные лучи как можно дольше через окна освещали зал. Где расположены окна тренировочного зала? Подчеркни ответ. • С северной стороны зала. • С южной стороны зала.• С восточной стороны зала.• С западной стороны зала.Не допустимы задания • Назови стороны горизонта. Продуктивные задания – главное средство достижения нового результата в образовании(Примеры заданий) Татьяна– москвичка, Виталий– петербуржец, а Динара живёт в Казани, столице Республики Татарстан. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России. Б) Напиши, как называется столица России. Чувства Свойства конфеты Зрение Вкус Осязание Различные свойства тел мы определяем, используя разные чувства. Запиши в таблицу, какие свойства конфеты «Чупа-чупс» можно определить при помощи каждого из перечисленных чувств. В каждой строке запиши по одному слову. На занятии краеведческого кружка ребята сделали следующее: налили в разные пробирки морскую и пресную воду, после выпаривания воды увидели, что на стенках одной из пробирок остался соленый на вкус белый налет. Как ты думаешь, что показал это опыт? Подчеркни ответ.• Вода испаряется при нагревании.• В морской воде содержится соль.• Вода является растворителем.Не допустимы задания • Запиши все свойства воды. В информационном обществе главными стали не знания, а умения их добывать и пользоваться ими!«Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Дай мне действовать самому - и я научусь». (Китайская мудрость)