Методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке обществознания по теме: «Гражданское общество и правовое государство».


Бровкина Ольга Анатольевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с углубленным изучением математики №1360 МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО–ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО». ЦЕЛИ УРОКА. Цель для учащихся:- учащиеся должны знать, что такое гражданское общество, правовое государство, структура гражданского общества, местное самоуправление, признаки правового государства- выяснить, действительно ли Гражданское общество и правовое государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второгоТДЦ для учителя Общеобразовательные:- развить и конкретизировать знания о гражданском обществе и правовом государстве- развивать умения аргументировано оценивать исторические и обществоведческие понятия Развивающие: - развивать обществоведческое мышление- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия Воспитательные:- формировать чувство гражданственности и сопричастности к отечественной истории. Личностно-ориентированное учебное занятие Тип урока: урок – диспут.Технология: КСО с использованием ЦОР («Хронолайнер»)Форма обучения – групповая (2 команды: консерваторы и либералы)Вид урока: урок - состязаниеЦПП с субъект – субъектными отношениями учителя и ученика в процессе урока 1. Организационный этап ЗАДАЧИ:обеспечить нормальную рабочую обстановку на урокеподготовить учащихся к обобщению и систематизации знанийПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:собранность учителяспокойная и уверенная манера ведения урока САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:настрой на учебную деятельность: собранность и внимательность учащихсяТЕХНИКИ:преемственность и последовательность требований (больше гуманных – в виде просьб, меньше вербальных – командного типа) 2. Постановка цели ЗАДАЧИ:1. обеспечить мотивацию2. активизировать опыт3. выявить личностный смысл (субъективное понимание) и смысл контекстПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:1. создание обстановки доверия, уверенности в успехе для ученика2. координатор идей3. «катализатор» идейСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:1. заинтересованность2. желание продемонстрировать знанияТЕХНИКИ:1. проведения опроса на предмет знания и понимания2. «мозговой штурм»3. постановка привлекательной цели с ее объяснением Задание на урок: Выяснить, действительно ли гражданское общество и правовое государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго 3. Анализ содержания учебного материала, выделение главного ЗАДАЧИ:1. установить правильность, полноту, осознанность2. выявить пробелы3. провести коррекциюПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:стимулировать активность учащихся, по средствам: тона, мимики, жестов, коммуникативных уменийСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:организованностьТЕХНИКИ:1. продолжить ответ по «цепочке»2. построение ассоциативного ряда3.постановка дополнительных вопросов Что такое гражданское общество? Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Элементы гражданского общества Местное самоуправление Общественные объединения Политические партии Разнообразие форм собственности СМИ Церковь Семья Научные, культурные,спортивные общества Правовое государство Это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества 4. Обобщение и систематизация, установление межпредметных и внутрипредметных связей ЗАДАЧИ:1. обеспечить закрепление и повышения уровня осмысления2. формирования целостной системы ведущих знаний на основе установления внутри- и межпредметных связейПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:1. умение удержать дисциплину, не снижая активности учащихся2. учет возрастных и психологических особенностей учащихсяСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:1. ответственность за выполнения порученного задания, благодаря соперничествуТЕХНИКИ:1. техника кооперация (работа в группах с разными видами заданий)2. составление карты мыслительной деятельности3. моделирование4. построение «дерева» тем5. техника пересечения тем Структура гражданского общества Политические партии, местное самоуправлениеОбщественно-политические организации( экологические, правозащитные, антивоенные)Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фондыКультурные организации, спортивные обществаЦерковьСемьяНезависимые средства массовой информации Местное самоуправление играет важную роль в гражданском обществе. Это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения. ФОРМЫ: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан.ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: думы, городские и сельские советыФУНКЦИИ: формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, самостоятельно решают вопросы местного значения. Признаки правового государства 5. Самоконтроль и контроль ЗАДАЧИ: 1. выявить качество усвоения изученного материала 2. установить причины недостатков, пробелов в знаниях, скорректировать ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: 1. наличие ораторских приемов и художественных оборотов в речи 2. использования метода – поощрений САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: 1. упорство2. настойчивость в достижении цели 3. самостоятельность ТЕХНИКИ: 1. тестовые задания2. разноуровневая проверка работы3. структурно – логические схемы с пропусками 4. задание на выделение существенных и не существенных признаков Проверочная работа 1 вариант Формы государства – это…Внутренние функции государства: …Монархия – это…Политический режим – это …Черты тоталитарного режима: … 2 вариант Функция государства – это …Внешние функции государства: …Республика – это …Форма правления – это…Черты авторитарного режима: … Обязанности государства в гражданском обществе Охрана порядка Борьба с преступностью Создание нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод,активности и предприимчивости Обязанности граждан перед государством в гражданском обществе Уплата законно установленных налогов и сборов Законопослушание Недопущениеэкономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию Соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц Забота о сохранении культурного наследия, сбережение памятников истории, культуры, религии Забота о природной среде Забота о детях и нетрудоспособных родителях Защита Отечества ЗАДАНИЕ НА УРОК:Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового? Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. 6. Информация о домашнем задании ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: обеспечить понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. наличие положительной эмоциональной окраски в речи учителя самостоятельность 1.трехуровневое домашнее задание2.постановка учебных проблем и заданий с поиском их решений3.творческое задание (сочинение, проект и т. д.) 4.техника особых заданий Домашнее задание: 1. На «3»: к § 6 выполнить задания в рабочей тетради № 1 – 5.2. На «4»: составить сравнительную таблицу по § 63. На «5»: индивидуальные задания: сообщения или презентация на темы: «Успехи и основные трудности в формировании в современной России гражданского общества». вопросы Гражданское общество Правовое государство 7. Подведение итогов учебного занятия ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: дать качественную работы класса в целом и отдельных учащихся преобладание положительных оценок в деятельности, доброжелательность, юмор, улыбка организованность 1. «лист обратной связи» 2. «незаконченное предложение» Незаконченное предложение Сегодня нового я узнали на уроке …Правовое государство считается наиболее …1864 г. в Женеве была подписана первая … 8. Рефлексия ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: инициировать рефлексию: индивидуальную и коллективную вовлечь учеников в обсуждение проблемы - оценки урока достижение ситуации успеха «барометр настроения» (три мордочки: улыбающаяся – «5», серьезная – «4», плачущая - «3») «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе»