Формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельности. (Выступление на педагогическом совете


Формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельностиЗаместитель директора МБОУ «СШ № 24» А.В. Анисимова Реализация интеллектуального и творческого потенциала зависит от индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности. Но при этом большое влияние на процесс развития одаренности оказывают социальное окружение, семейное воспитание, условия обучения. Реализация собственной исследовательской и творческой активности одаренной личности, зависит от психологических условий принятия или непринятия окружающими ее проявлений. Любая продуктивная активность человека снижается в условиях отрицательного оценивания и возрастает в условиях поддержки и одобрения. Увидеть одарённого ребенка, создать условия для развития его потенциалов непросто. Для этого нужна педагогическая интуиция и серьёзная специальная психологическая подготовка учителя. Для успешной работы с одарёнными детьми очень важны личностные качества педагогов. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одарённому ребёнку и способен взаимодействовать с ним. Психическому складу одаренной личности в наибольшей степени отвечает гуманистическая направленность обучения и воспитания: Цель : содействие становлению и развитию личности; Средства: фасилитация, проблематизация, актуализация и др.;способы обучения: сотрудничество, понимание, признание и принятие другого; отношение к учащемуся: как к полноценному партнеру. Задачи педагогического коллективаСвоевременное выявление одарённых детей;Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности; Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.  Качества учителя, работающего с одаренным ребенкомУчитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей адекватно реагировать на проблемные ситуации и не страдать от стресса при работе со, способными и знающими детьми. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;Учитель верит в собственную компетентность, готов нести ответственность за принимаемые решения;Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель должен быть:увлечен своим делом;способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;профессионально грамотным;интеллектуальным и эрудированным, нравственным и гуманным,;проводником передовых педагогических технологий;психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;знатоком во всех областях человеческой жизни. В основу работы с одаренными детьми должен быть положен принцип – «Одаренный ребенок должен быть замечен». Методы выявления одаренных детейразличные варианты метода наблюдения за детьми;специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Творческая группа по работе с высокомотивированными детьмиТема работы : «Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельности»Цель работы: поиск форм и методов работы с детьми с высокой мотивацией к познавательной и творческой деятельности для их развития в интересах личности, общества и государства. Задачи:создать условия для выявления, развития и реализации высокомотивированных детей;выявить точки соприкосновения участников образовательного процесса в работе с детьми данной категории;объединить участников образовательного процесса для выстраивания целостной системы работы с высокомотивированными учащимися;совершенствовать работу по подготовке учителей для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе;объединить усилия педагогов по формированию и развитию у школьников, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству компетенций интеграции знаний, совершенствования и саморазвития; способствовать расширению научной базы и формированию надпредметной компетенции педагогов. Направления работы с одаренными детьмиУрочная деятельностьВнеурочная деятельностьВнеклассная работа Урочная деятельностьРаботы с одаренными детьми основывается на личностно-ориентированном, дифференцированном и системно-деятельностном подходе к обучению.Мотивационные технологии и методики: Технология проблемного обучения ;Технология модульного обучения;Технология полного усвоения;Технология игрового обучения; Технология проективного обучения;Методика обучения в малых группах;Технолагия интерактивного обучения. Внеклассная деятельность Внеклассная деятельность позволяет одарённым детям выйти на максимально возможный уровень предъявления своих способностей и их развития. Она проводится как в рамках школы, так и на городском, региональном и федеральном уровнях, включая в себя различные интеллектуальные и творческие конкурсы, Олимпиадное движение, предметные чемпионаты, конференции, Предметные недели, Дни науки, конкурс «Минута славы», «Ученик года», соревнования по различным видам спорта, различные историко-познавательные и интеллектуальные игры, такие как «Эпоха», «Мы на орбите». Результаты работыМеждународный дистанционный конкурс по орфографической зоркости «Грамотей – марафон»;Конкурс «Эрудит. Марафон учащихся» ЭМУ- Эрудит;Конкурс «Интеллект XXI века»;Российские конкурсы: «Русский медвежонок – языкознание для всех»;«Золотое Руно»;«Кенгуру». Победители областного краеведческого конкурса «Сохранить от забвения» Вручение награды Команда «Что? Где? Когда?» Победительница XVI городского конкурса рефератов «История России в памятниках города Смоленска» Выступление на городской краеведческой конференции Костюмированный бал «Был век бурный, дивный век, громкий, величавый» Команда - победитель конкурса «Мы хотим жить» Выпускник 2013


«Одиссея разума» - Профессор университета из Нью-Джерси Сэмюэль Миклас – создатель программымеждународная образовательная программа, целью которой является развитие креативности (нестандартного мышления) у детей и молодёжи, начиная от детского сада и до первых курсов ВУЗа. Основной критерий участия в программе – желание ребенка заниматься интеллектуальной, творческой деятельностью, делать больше, чем требуют от него школа и общество.Основной лозунг программы : «Ребенок всегда прав. Если он взялся за решение предложенной задачи, дошел до конца и показал свое решение – он Победитель. Он победил себя, свою лень, конформизм, он – Творческая личность!» Предлагаемые проблемы:Проблема 1 – изобретение и изготовление транспортных средств.Проблема 2 – самая непредсказуемая, изобретательская, последние годы связана с экологией. Изобретение самых невероятных приборов, механизмов, роботов.Проблема 3 – интерпретация классических произведений искусства, литературы, музыки, создание собственных.Проблема 4 – изготовление «невесомых» конструкций из бальзового дерева и клея, выдерживающих нагрузки, в несколько тысяч раз превышающие их собственный вес.Проблема 5 – сочинение сказок, юмористических историй, рекламных клипов и т.п.Проблема 6 – тренировочная, для самых маленьких (до 8 лет), позволяющая понять, что такое «Одиссея Разума». Работа педагога с одаренными обучающимися — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных обучающихся. Высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для любого государства.