Формирование мотивации познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время


Формирование мотивации познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Самую важную роль в мотивации играет отношение ученика к предмету и его интерес к нему. Успех и интерес - основные факторы повышения мотивации в изучении языков. Интересными становятся иностранные языки не тогда, когда они являются средством для выражения речевых намерений, а когда пробуждают в учащихся любознательность. Мотивация не постоянна: она изменяется в процессе изучения языка. Мотивация – это основная компетенция в изучении иностранных языков. Факторы, влияющие на мотивацию: личность учителя личное принятие (языка) продвижение в профессии пользование языком прежний опыт в изучении языков собственная ответственность за свою учебу когнитивность в изучении языка. Основные типы мотивирующих заданий при работе с языковым материалом. Сбор материала.Сортировка и отбор материала.Сравнение материала.Анализ и исследование.Обмен личным опытом.Творческие задания. Города и страны предметы, животные, растения, природа люди, животные еда, питьё спорт, развлечения предметы, животные, растения, природа Ярмарка идей (приемов) Пример: Доска историй.Тема: Путешествие в каникулы.--.В каникулы я хотел бы…-- Там есть…. Л-- Там может быть я встречу (сь)… А Г-- Люди там чаще всего едят… О Л-- Можно также хорошо … Ы -- Там нет… Это мне даётся трудно. Это я должен сделать….. Выучить Эти темы интересуют меня Это я не очень люблю Это я делаю охотно Это я желаю от моих одноклассников Моё учебное окружение я представляю себе так… Анкета для определения мотивации учащихся к изучению языка Как я демотивирую? Урок иностранного языка может с самого начала вести к демотивации в изучении языка. Вот несколько цитат, которые подтверждают это, если учителя говорят следующее: «Немецкий или английский это особенно трудный язык!» Только тот кто будет всегда внимательным, будет всегда выполнять дом. зад. сможет изучить этот язык. Этот язык не для каждого, а только для развитых и прилежных, об этом им нужно говорить на каждом уроке. «Ошибки – это плохо!» Ошибки говорят о том, что плохо учили , были невнимательны, хотели просто рассердить учителя, лучше не открывать рот, чем делать ошибки, поэтому нужно хорошо подумать, прежде чем открыть рот. «Каждая ошибка должна быть исправлена немедленно!» Урок иностранного языка нацеливает на корректное овладение языком. Если делаются ошибки однажды, они становятся постоянными. Каждая ошибка должна быть исправлена тотчас же, и весь класс должен знать, что это не правильно. «Немного иронии и насмешек ускорят учебное рвение!» У учеников, которые не внимательны и много делают ошибок, насмешки и ирония ускоряют учебное рвение. Если весь класс посмеётся над одним учеником, в следующий раз этот ученик постарается лучше выучить. «Никаких экспериментов!» Ученики ничего не должны читать, писать на иностранном языке, что не подготовлено основательно с учителем. Урок – это не путешествие в неизведанное, а систематическое созидание от малого к большему. «Что в учебнике, то и важно!» Авторы учебников много потратили усилий для создания систематической прогрессии. Учителя должны обратить внимание на то, что учащиеся не должны отвлекаться от учебника и использовать слова и выражения, которых там не было. «Ученики не должны знать всё!» В учебных планах и учебниках много говориться о целях и путях их достижения. Ученикам объяснять цели занятия, только терять время. Пока они не знают, куда идет путешествие, они остаются внимательными и работоспособными. «Язык надо учить индивидуально!» Так как ученик отдельно сам должен уметь говорить на языке, значит и доля совместной работы учеников должна быть снижена. Групповая работа ведёт только к тому, что слабые учащиеся не замечают своих слабостей, а ленивые отлынивают от работы. «Родного языка на уроке иностранного вообще не должно быть!» При изучении учеником иностранного языка употребление родного языка и других, которыми он владеет, должно быть снижено, чтобы сконцентрироваться на звучании и структуре иностранного языка. «На уроке иностранного языка должна быть тишина!» На уроке иностранного языка речь идёт о деталях, о произношении, интонации, окончаниях и т.п. Чтобы все понимали, что говорят, абсолютная тишина в классе - должно быть высшим требованием. Что мотивирует, что демотивирует (голоса учащихся) Хорошая оценка Увлекающие (соревновательные задания) тексты и т.д. Заключать знакомствав других странах Много узнаёшь о стране Пребывание в другой стране по обмену Когда всё получается Когда предвидишь успех Групповая работа, проектная работа Когда учитель проводитхороший урок Когда я чувствую, что урок был не напрасным Учитель, учительница Понимать язык и уметь беседовать на языке Всё, что логично Писать тексты ирассказы на языке Быть лучшим Когда я сам ощущаюпрогресс Сильные различия между учителями Разочарование Ученики, которые не внимательныеи отвлекают Урок только по учебнику Урок очень скучный и трудно оставаться работоспособным Слова, которые не хотят запоминаться Когда учитель объясняет грамматику не очень хорошо Когда знаешь, что никогда не овладеешьязыком Много исключений в грамматике Никакого разнообразия,скучный урок Урок мало что имеет с реальной жизнью Учителя, которым преподавание языка не доставляетудовольствие Слова, которые не нужны Строгий урок Учить грамматику во всех подробностях То, что сначала нужно много учитьпрежде чем уметьпонимать