Презентация по биологии на тему Снежный покров, как экологический фактор


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа имени Р.Г.Карманова» с.Усть-НемСнежный покров, как экологический факторИсполнитель:Уляшева Наталияученица 9 классаРуководитель: Уляшева Нина Ивановна,учитель географии, биологии  Цель : Определить влияние снежного покрова на природные процессы.Задачи: 1. Изучить физико- механические свойства снежного покрова2. Изучить физические и химические характеристики снега3. Изучить состояние почвенного и растительного покрова4. Изучить состояние снежного покрова, как аккумулятора загрязняющих веществ  Методы изучения:1. Изучение и анализ литературы2.Проведение эксперимента Оборудование: линейка, пробирки, штатив, спиртовка, раствор аммиака, йодид калия, соляная кислота, нитрат серебра, азотная кислота, хлорид бария, стеклянный цилиндр, индикаторная бумажка, спиртовка, лопата Актуальность темы: Территория Республики Коми находится севернее 60 0 с.ш. Продолжительность зимнего периода с отрицательными температурами длится с конца октября до апреля месяца. Практически половину года земля покрыта снежным покровом. Влияние снежного покрова на природные процессы значительны. Гипотеза: Я полагаю, что снежный покров обладая своеобразием физических и химических свойств, оказывает влияние на природные процессы и является аккумулятором загрязняющих веществ Контрольный участокМощность Количество слоевПлотность Глубина промерзания почвы№ 1 - школьный дворОткрытое место55 см6Рыхлый, на уровне 36 см небольшая ледяная корка в 1 см4.8 см№ 2 – рядом с тропинкой к школеНаходится в низине, застаивается водаПрикрывается зданием мастерской40,5 см4Сверху свежевыпавший рыхлый, на глубине 17 см плотный, на глубине 12 см ледяной (замерзшая вода)16 см№ 3 – район школьной котельной34 см4Сверху рыхлый, на глубине 15 см промерзлый15 см№ 4 –возле дороги у школьнойтерритории50см6Сверху рыхлый, на глубине 15 см плотный13 см1.Определение физико - механических свойств снежного покроваМощность снежного покрова зависит от рельефа местности, естественных, искусственных преград, Глубина промерзания почвы– от мощности и плотности снежного покрова 2. Изучение физических свойств талого снега.Контрольный участокПрозрачность Запах при температуре 200Цвет Взвешенные частицы№ 1 - школьный дворПрозрачный (30 см)Не ощущаетсябесцветный0,200 мг/л№ 2 – тропинка к школеПрозрачный (27 см)Не ощущаетсябесцветный0,600 мг/л№ 3 – район школьной котельнойСильно мутный (4 см)Сильный неприятный, шлакаГрязно- серый1.6 мг/л№ 4 – дорога возле школьной территориислабомутный(18 см)Неотчетливый слабыйСветло- серый1,0 мг/лНаиболее чистыми по прозрачности и запаху являются пробы №1 и 1, взвешенные частицы присутствуют во всех пробах, особенно много в пробе № 4- регулярная чистка дорог, в пробе № 3- попадание сажи Фильтровальная бумага пробы № 1 Фильтровальная бумага пробы № 2 Фильтровальная бумага пробы № 3 Фильтровальная бумага пробы № 4 3. Изучение состояния растительного покроваПод снегом обнаружены зеленые растения: мох , зеленые части пырея, а также опад листьев березы и отмершие травы. Снег обладает теплоизолирующими свойствами, которые обусловлены низкой теплопроводностью. В школьном дворе, где мощность снега больше и он рыхлый в растительном покрове встречаются зеленые растения. Состояние растительного покрова под снегом в контрольном участке № 1 Рекомендации:  1. Продолжить изучение влияния снежного покрова на химический состав почвы, влагосодержания, сроки появления зеленых растений. 2. Провести мониторинг накопления загрязняющих веществ в течение зимнего периода по снежному покрову. 3. Наладить контакт с обучающимися других населенных пунктов, где котельные работают на другом топливе, и сравнить загрязненность атмосферы через снежный покров.    Литература  1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Методическое пособие для учителя . Самара: Корпорация, «Федоров» издательство Учебная литература 2006 г. 2.Василевич М.И. Формирование химического состава снежного покрова в таежной зоне Европейского северо-востока России Москва 2009 г. 3. Энциклопедия для детей . т 17 Химия Гл. редактор В.А.Володин Москва Аванта + 2001 г. 4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Москва 2001 г.   4. Изучение химических свойств почвыКонтрольный участокpHИоны (Pb2+).Ионы (Cl-).Ионы (SO42-). Ионы (Cu2+),№ 1 – школьный двор6----№ 2 – тропинка к школе6----№ 3 – район школьной котельной5--Слабая муть1-10 мг/л-№ 4 – дорога возле школьной территории5----В пробе № 3 обнаружены сульфат ионы – близость котельной , работающей на угле Вывод 1.Снежный покров, обладая своеобразием физических и физико- механических свойств, оказывает влияние на процессы жизнедеятельности живых организмов. Снег обладает теплоизолирующими свойствами, которые обусловлены низкой теплопроводностью. Там, где мощность снега больше и он рыхлый, под снегом в растительном покрове встречаются зеленые растения. 2. Снег является аккумулятором загрязняющих веществ, таким образом, влияет на химический состав почвы и накопление в почве загрязняющих веществ. 3. Мощность и плотность снежного покрова влияют на глубину промерзания почвы и ее влагосодержание.