Доклад Методический alma-mater современного учителя Задачи и цели современного образования


Методический alma-mater современного учителяЗадачи и цели современного образования Современные образовательные технологии в формате нового Стандарта Образования. ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020 года Федеральный государственный стандартКонцепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годыНациональная образовательная стратегия «Наша новая школа»Проект «Закона об образовании РФ» Стратегические цели и задачи образовательной политики повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданинаСтратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов Особенности ФГОС Стандарт как конвенциональная норма,общественный договорведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника;договорные отношения между участниками образовательного процесса;распределение ответственности за достижение планируемых результатов;вариативность образования Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) Концепция стандартов второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностьюУниверсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Портрет будущего выпускника школы — гражданина России 2020 года Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решенииКреативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизниРазделяющий ценности безопасного и здорового образа жизниУважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результатаОсознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Пути реализации ФГОС, три «Т» Изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ)Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ)Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ) Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностейПод метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуацияхПод личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Формирование мотивации к инновационному поведению Стратегическая задача развития школьного образования в России — обеспечение инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективуИнновационное поведение является результатом образовательного процесса соответствующей направленности. При этом инновационное поведение могут воспитать лишь те, кто сами им обладают в полной степени. Подготовка носителей культуры инновационного поведения является задачей высшего педагогического образования и дополнительного образования (повышения квалификации) * * * Российский учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РоссииЛичность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельностиПедагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной средеЛичность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиямиКвалифицированный пользователь ИКТ Риски Государственное финансирование нового учебного планаНедостаточная укомплектованность педагогической литературой и учебно-методическими пособиями Отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр. Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОСНеприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитанияСопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения»Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями и учредителямиОтсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям Общее толкование понятия «технология» — наука о мастерстве, от латинского techne — искусство, мастерство; logos — наука. Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США). Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют(И.А.Колесникова)Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам Признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);воспроизводимость педагогических результатов Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО: развивающее обучение;коллективная система обучения (КСО);технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);исследовательские и проектные методы;технология модульного и блочно-модульного обучения;технология «дебаты»;технология развития критического мышления;лекционно-семинарская система обучения;технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;обучение в сотрудничестве;информационно-коммуникационные технологии;здоровьесберегающие технологии;система инновационной оценки «портфолио»;технологии интерактивного и дистанционного обучения Перечень технологий логико-информационные технологии;учебные фирмы;Технологии профильного обученияи предпрофильной подготовки;технология творческих мастерских;система согласованного обучения и другие. 1 группаТехнологии стандартного характераГлавный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету2 группаТехнологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий Классификации педагогических технологий Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) Формирование базовых компетентностей современного человека и технологии информационная коммуникативная самоорганизация самообразование коллективная система обучения (КСО);технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);исследовательские и проектные методы;технология «дебаты»;технология развития критического мышления;технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии;«портфолио»;технологии интерактивного и дистанционного обученияинформационные и коммуникационные технологии;педагогические мастерскиекейс-технологии…