Повышение мотивации обучения через использование игровых технологий на уроках русского языка


Повышение мотивации обучения через использование игровых технологий на уроках русского языкаПреподаватель русского языка и литературы ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж» Манинцева Е.В. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. СУХОМЛИНСКИЙ Преимущества игровых технологийИгровые технологии делают деятельность учителя и самих учащихся интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность. Использование игровой деятельности на уроке :В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) Условия применения игровых технологий : 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;2) доступность для учащихся данного возраста;3) умеренность в использовании игр на уроках. Виды игровой деятельности на уроке: - ролевые игры - игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - конкурс, урок - путешествие, урок - аукцион) - использование игры на определенном этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление, повторение) Требования к организации игр: 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр:1. Игры должны соответствовать определеннымучебно-воспитательным задачам, программнымтребованиям к знаниям, умениям, навыкам,требованиям стандарта.2. Игры должны соответствовать изучаемомуматериалу и строиться с учетом подготовленностиучащихся и их психологических особенностей.3. Игры должны базироваться на определенномдидактическом материале и методике его применения. Виды игр для групповой работы учащихся: 1. «Разброс мнений» представляет собойорганизованное поочередное высказываниеучастниками групповой деятельности суждений поопределенной проблеме или теме. Методической особенностью такого группового деласлужит многочисленный набор карточек снедописанными фразами по материалу урока. Ихпрочтение и произнесение вслух побуждаетна ответное высказывание. Начатое должно бытьзакончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеетуже готовое начало своего короткого выступления попредложенной теме. 2. "Вытащи вопрос". Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала. Начать занятие можно с вопросов : Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашей теме. Мы запишем эти вопросы на карточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. 3. "Правила игры". Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе. Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих". После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ: · какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным? · с каким из школьных правил ученики поспорили бы? · извиняются ли ученики, когда они нарушают правила 4."Незавершенность". Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения. Учитель определяет, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначает начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Учитель собирает и зачитывает вопросы и просит ответить на них. Особенные функции игр в учебно- воспитательном процессе1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся;4) в составе команды каждый учащийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.