Презентация по русскому языку на тему Активизация учебной деятельности посредством использования ИКТ


Владыкина Елена Леонидовнаучитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 6 с кадетскими классами»г. Кстово Нижегородской области Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Профессиональное кредо: «Не мыслям надобно учить, а мыслить» И. Кант Тема презентации: «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка посредством применения информационно-коммуникационных технологий»  Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно – исследовательские условия: Изучение работ Б.С. Гершунского, Е.И.Машбиц, В.М.Монахова (психологи, педагоги, методисты, занимающиеся поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения информационных и коммуникационных технологий) (Е.И.Машбиц, Н.Ф.Талызиной (изучение психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе Методические условия: изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по использованию ИКТ на урокахактивное участие в работе ШМО над темой Организационно – педагогические условия: выступление на заседаниях ШМО публикации в интернете Актуальность личного вклада в развитие образования Необходимость принципиальной и тщательной переработки методик преподавания предметов с учетом включения ИКТ, создания новых методических комплектов, основывающихся на использовании ИКТ. Предотвращение возникновения психолого-педагогических и валеологических проблем, возникающих при широком использовании компьютерной техники в процессе образования (здоровье, опасность прекращения работы с книгой и другими источнками информации, опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным) Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний Ориентирование не только на знаниевый, но и на деятельностный компонент   Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии, по мнению Е. И. Машбица и М. В. Монахова, кандидатов педагогических наук, показала, что одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. ИКТ – деятельность (сбор, обработка, применение, передача информации), направленная на: развитие творческого потенциала индивида; формирование системы знаний определенной предметной области; формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей того или иного предмета. Цель и задачи педагогической деятельности Цель: повышение качества обучения русскому языку через использование ИКТ Задачи:воспитать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; выработать умение получать информацию, самостоятельно ее анализировать, отбирать главное и использовать в реальных ситуациях Содействовать творческому развитию каждого ученикаповысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ. Ведущая педагогическая идея  использование компьютерных технологий в учебном процессе как основы активизации познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка, положительной динамики качества знаний учащихся, повышения плотности урока, развития и саморазвития каждого ученика на основе его индивидуальных способностей Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования ИКТ на уроках рус. язМульти-медийные презент.Создание проектовЭлектрон. литература(словари,тесты..)Поиск материала в ИнтернетеДидактич. материалЗнания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. К. Ушинский Направления использования ИКТ на уроках русского языка Наглядное представление о лингвистических явлениях Изучение орфографии и пунктуации Система контроля Подготовка к экзаменам Самостоятельная работа учащихся Методы обучения:объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, проблемный,исследовательский Приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментовпоиск решения проблемы исследование каких-либо явлений, объектконтроль Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны ИКТ используется на протяжении начальной, средней и старшей школы в целом и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность учащихся в соответствии с рабочей учебной программой. Использование ИКТ позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета.ДиапозонНовизна Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты2012-20132013-20142014-201554 %59%64%ГИАОбученность
Ипользование ИКТ на уроках русского языка позволяет:Повысить эффективность учебной, познавательной деятельности учащихся за счет  расширения возможностей доступа к образовательной информации; совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;  формирования умения самостоятельно приобретать знания; визуализации представленной информации; ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;  развития творческого потенциала учащихся;  незамедлительной обратной связи;  одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельностиАдресная направленность личного вклада: опыт доступен учителю с любым стажем работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания. Формы внедрения данного опыта:выступление на школьном методобъединенииоткрытые уроки по русскому языку публикации на личном сайте сети ИнтернетТрудности: наличие соответствующего технического оснащения; использование ИКТ на уроках требует высокого профессионализма и компетентности учителя в выборе материала и его подаче на уроке. Литература 1. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)2.Талызина Н. Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. Дис. д-ра психол. наук. — М., 1969. — 524 с. 3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005            4. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. - С. 187. 5. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 60.6. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: педагогическая наука - реформе школы / -М.: Просвещение, 2003.-192 с.7. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией. // Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.