Презентация «Активизация познавательно-речевой деятельности дошкольников посредством игровых технологий»


ИГРА творчество Активизация познавательно-речевой деятельности дошкольников посредством педагогических технологий РЕЧЬ познание ГККП «Ясли-сад № 34 города Павлодара» методист Пустовая З.В. Эффективность обучения достигается тогда, когда значительно отличаются и материал, который усваивает ребёнок, и метод учения. З. Володарский Цель и задачи деятельности педагогического коллектива детского сада: Цель: Обеспечение физического и познавательно-речевого развития личности ребенка в период дошкольного детства.Задачи: 1.Охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка. 2.Формирование познавательно – речевых, творческих способностей детей. 3.Активизация деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. 4.Совершенствование управления жизнедеятельностью детского сада с ориентацией на взаимодействие с родителями и вовлечение их в педагогический процесс. Общепедагогические Частнопредметные,отраслевые Локальные,модульные,узкометодические По уровню применения Классно-урочныеАльтернативные АкадемическиеКлубные ИндивидуальныеГрупповые Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По организационным формам Классическое лекционное Обучение с помощью ТСО Система«консультант» Компьютерное обучение Система малых групп Система«репетитор» Программное управление Обучение по книге По типу управления познавательной деятельностью По категории обучающихся Массоваятехнология Продвинутого образования Технологии работы с одаренными Технологии работы с трудными Виктимологические Компенсирующего обучения По подходу к ребенку Гуманно- личностные Дидакто-,социо-, антропо-, педоцентрические Авторитарные Личностно-ориентированные Технологии сотрудничества Свободного воспитания Классификация педагогических технологий Уровни использования педагогических технологий общепедагогический Частнометодический Локальный (модульный) Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям. Селестен Френе Классификация педагогических игр Развивающие Физические Интеллектуальные Трудовые Обучающие; Тренинговые; Контролирующие; Обобщающие. Предметные Математические.Химические, Биологические,Физические, Экологические Музыкальные,Театральные,Литературные Трудовые,Технические,Производственные Физкультурные,Спортивные,Военно-прикладные,Туристические,Народные Обществоведческие,Управленческие,Экономические,Коммерческие Без предметовС Предметами Настольные,Комнатные,Уличные,На местности Технические,Со средствами передвижения Компьютерные,Телевизионные,ТСО РепродуктивныеПродуктивныеТворческие Коммуникативные;Диагностические;Профориентационные;Психотехнические. ПознавательныеВоспитательныеРазвивающие Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Социальные Психологические Драматизация По области деятельности По характеру педагогического процесса По игровой методике По предметной области По игровой среде Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса Структура игры: М(мотив) + П(планирование)+ Р (реализация цели с помощью методов и приёмов) + А(анализ результатов) Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр. Примерный перечень нетрадиционной ОУД (занятий): 1.Интегрированное занятие, основанное на межпредметных связях;2.Занятия в форме соревнования (викторина, эстафета, конкурсы)3.Занятия, основанные на методах и приёмах исследования. анализа (интервью, репортаж)4.Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала (занятие мудрости, занятие-презентация) 5.Занятия с имитацией публичных форм общения (аукцион, телепередача, телемост, телеигра);6.Занятия с использованием фантазии (занятие-сказка);7.Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (цирк, магазин, бюро-находок);8.Занятия, имитирующие общественно-культурные мероприятия(путешествие, прогулка, интервью, репортаж);9.Занятия, встречающиеся в рамках традиционных форм внеклассной работы (КВН, «Что?Где?Когда?», концерт, инсценировка). Структура занятия в форме сюжетно-ролевой игры Из – С – Р – Рз - А Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой Действия педагога при создании проблемных ситуаций воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;предлагает рассмотреть явление с различных позиций;побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Примерная интеграция видов организованной деятельности: Образовательные области Организованные виды деятельности «Коммуникация» + «Творчество» «Развитие речи»+ «Лепка(рисование, аппликация, музыка) «Познание» + «Творчество» + «Коммуникация» «ООМ»+ «Лепка»+ «Художественная литература» «Коммуникация»+»Познание»+ «Творчество» «Развитие речи»+ «ООМ,основы экологии»+ «ИЗО» «Познание»+ «Коммуникация» «Конструирование»+ «Развитие речи» («Художественная литература») Примерная структура интегрированного занятия 1. Мотивационно-побудительный этап: Создается проблемная ситуация, стимулиру­ющая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).2. Организационно-поисковый этап:. А) У детей выявляются знания по рассматриваемому вопросу Б)Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. В) Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закреп­ление полученной информации или актуализации ранее усвоенной .3.Рефлексивно-корригирующий этап:. Подведение итогов, оценка и самооценка деятельности детей Алгоритм ОУД (занятия) с параллельной интеграцией Выявление знаний у детей по данной теме ЦЕНТР развития № 2 ЦЕНТР развития № 1 Рефлексия Проблемная ситуация (игровой момент, мотив, выход на тему) Алгоритм ОУД (занятия) с последовательной интеграцией Проблемная ситуация (игровой момент, мотив, выход на тему) Выявление знаний у детей по данной теме Центр развития № 1 Центр развития № 2 Рефлексия Алгоритм ОУД (занятия) с смешанной интеграцией Проблемная ситуация (игровой момент, мотив, выход на тему) Выявление знаний у детей по данной теме ЦЕНТР развития № 2 ЦЕНТР развития № 1 Рефлексия ЦЕНТР развития № 2 ЦЕНТР развития № 1 Примерные темы интегрированных занятий - занятие-игра (по стихотворению «Сбо урожая», «Во саду ли в огороде);- занятие-салон («В мастерской юных художников», «Тайна волшебных красок»)- занятие-путешествие («Спасём планету Гүлдер»»; «На математической планете», «Путешествие на подводной лодке»)- занятие-беседа («Краски осени в музыке и живописи», «Когда наступает весна», «Осеннее настроение»)-занятие-экскурсия «В музее славы», «Экскурсия по городу»- занятие- наблюдение («Когда идёт снег(дождь)» , «У нас на даче»)- занятие-инсценировка с помощью игрушек в реальных и сказочных ситуациях- занятие –сказка («Новые приключения Колобка», «В царстве Снежной королевы», «Теремок на новый лад»)- занятие -игра («На хлебозаводе», «Магазин», «На почте») Старайся дать уму, как можно больше пищи. Л.Н.Толстой «Системный оператор» «Дидактические куклы» «Кольца Луллия» «Морфологический анализ» Развить способности –значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости. Н.Волков Модель – схематичное изображение поэтапности выполнения работы Последовательность действия педагога по обучению моделированию предлагает детям описать новые объекты (природы, стихотворения и т.д.) с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими; организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки; постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех; обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы); руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д. Технология работы по мнемотаблице: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.преобразование из абстрактных символов в образы.Этап 3. После перекодирования осуществляется загадывание предмета с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы с помощью символов.Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении загадки основной упор делается на изображение главных признаков. Детям задают вопросы: «Какой предмет «спрятался» в таблицу? Про что(кого) эта загадка?».Этап 6. Дети самостоятельно кодируют признаки предметов. Предмет – признакипризнаки - предмет «Что сначала? Что потом?» Метод маленьких человечков 1.Разноуровневые задания 2.Разноуровневые задания Положительные и отрицательные аспекты использования уровневой дифференциации:+ - 1.Исключаются уравниловка и усреднение детей. 2.У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. 3.Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. 4.Появляется возможность эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам. 5.Реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании, а слабые получают возможность испытывать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности. 6.Повышается уровень мотивации учения. 7.В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться 1.Деление детей по уроню развития негуманно. 2.Высвечивается социально-экономическое неравенство. 3.Слабые лишаются возможности тянутся за сильными получать от них помощь, соревноваться с ними. 4.Перевод в слабые группы воспринимается как унижение их достоинства. 5.Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. В элитных группах возникает иллюзия исключительности, в слабых- снижается уровень самооценки и появляется установка на фатальность своей слабости. 6.Понижается уровень мотивации в слабых группах. 7.Перекомплектование разрушает детский коллектив (со временем взросления) Диаграмма развития уровня речевых и познавательных способностей детей 5-7 лет Творческая работа - это прекрасный, необычно тяжёлый и изумительно радостный труд. Н. Островский Спасибо за внимание!