Презентация Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка и литературы Составила Гетманская Анна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Умение учителя занятьво время урока всех учащихся естькритерий достоинства учителя К. Д. Ушинский Существует много различных определений понятия творчества.Американский ученый П.Хилл:«Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.» Виды работ творческого характера написать сочинение по картинкам,сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительнойхарактеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий,сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра. Виды работ, связанных с творческим использованием материаловучебника. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорнымсловам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения,восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ,составить элементарное описание, провести элементарный анализ композициитекста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Например, выполнение такого упражнения носит частично творческийхарактер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные словасинонимами.« В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.Светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираютсяна весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-тоособая, бодрящая свежесть.» Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,праздник, чувствуется. Виды работ с творческой основой Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения:восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы» 1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: умедведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3.От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать,крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькиеслёзы.(2 – 5 – 1 – 3 – 4). составить план рассказа, озаглавить рассказ,написать изложение от I-ого лица (от имени охотника). Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёкотдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точнопропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старикудивился такой музыке. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозойдерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватилодну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухераздался певучий звук струны. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушалмузыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант! (По В. Бианки) Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.Несмотря на это, давать заданиятворческого характера надо осторожно, постепенно переходя отвоспроизводящих работ к воспроизводяща- творческим, и затем к творческим работам. Работы учащихся Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикойбыло написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа»..( ЛИСТЬЯ БЕРЁЗЫ И РЯБИНЫ) Приведём примеры некоторых работ. Из сочинения Саши А.: «( Когда лист берёзы парит в воздухе,то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похожлистик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку,когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а нагорсть ягод брусники...» Совсем другое сочинение у Дмитрия М.: «( Берёзовый лист небольшой,широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листачеренок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа,напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков начеренке много)» Сочинения сравнительного характера Дети писали сочинение на тему «Разная осень».Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя(«снежная») осень. Отрывок из сочинения Шишкиной Ларисы: «Уходит золотая осень.Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветныйнаряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти невыглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. Иначинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Сталосовсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрыласьтонкой корочкой льда. Совсем другое описание у Майстровой Анастасии: «( Золотая осень — деревьяещё не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На травевидна паутина .Но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небостановится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю илисплю на диване под тёплым пледом)» Интерес к предмету Я стараюсь использовать самый близкий для ребят интересный материал: сказки , загадки, скороговорки. Их присутствие на уроке помогает мыслить , думать , анализировать, лучше усваивать материал, способствует развитию речи. Часты на уроках игровые моменты , ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко», тем самым вносится элемент фантазии , возникают необычные ситуации , заставляющие активно действовать каждого ученика. Ребята создают свои правила-презентации, тем самым проявляют фантазию и учатся отбирать нужный материал, работать со справочной литературой, умение работать в команде, применять свои творческие способности. Викторина «Внимательный читатель» Допиши 2 слова в стихотворение Пушкина «Моя эпитафия»:Здесь Пушкин погребён; он с музой молодоюС любовью, леностью провёл весенний век. Не делал доброго , однако ж был душою,Ей-богу,…( Ответ: добрый человек).К кому (чему ) обращается поэт?Подруга думы праздной,…(Ответ: к своей чернильнице)Найти пушкинский глагол:Но не хочу, о други, умирать,Я жить хочу, чтоб мыслить и …(Ответ:страдать) Одним из оригинальных способов развития воображения можно считать сочинение стихов. Ребята любят сами сочинять их на разные темы. Стихи из жизни класса Задача трудная попалась,Она от Ромы отбивалась.Но Рома так её схватил, Что за пять минут решил.Как-то раз спросили Дэна: «Чем ты занят в классе?»Он задумался слегка и ответил: «Жду звонка». (Флягин И., 5 кл.) Зарисовка с натуры. РОЗА Я розой долго любовалась,Дарила ей свои мечты,Но кошка шустрая попалась.И… откусила лепестки.( БОДНЯ А, 6кл.)Алая роза растёт в саду,И о ней я речь поведу,Её там соловей воспевает,А роза под трели его засыпает.(Бохулёнкова А.,6 кл.) Существует множество приемов, развивающих творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление.Вот некоторые из них: Буриме( стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы) Жили мышки,Любили книжки, Любили читать,Но больше всего жевать( Бохулёнкова А., 6-а кл)Серенькие мышкиКупили три книжки.Одну начали читать,А остальные жевать.( Бодня А., 6-а кл.) Создание ХОККУ(хайку).Японская стихотворная форма, трёхстишие в 17 слогов. Главное -намёк Задание: написать хокку по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк». Бирюк угрюмый.Почему же он такой?Виновата жизнь.( Образцова К., 6-а кл.)У бирюка дочка,Хорошенькая девочка.Всё умеет делать. ( Вечирко Ира, 6-а кл) ВЫВОД Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению , шаблону, банальности , отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. И если найден общий язык , то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажиром , а членами команды общечеловеческого корабля. Именно поэтому я хочу закончить свое выступление словами АНТУАНА де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ: «Мы все заодно , уносимые одной и той же планетой , мы команда одного корабля».