Интересы и склонности в профессиональном выборе


Интересы и склонности в профессиональном выборе Профессиональный план Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Склонности и интересыСклонности – это расположение личности к той или иной деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими.Интересы – избирательное, эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям, сопровождающееся стремлением познать их и овладеть ими. ХочуЛичные цели и ценности(профессиональные интересы и склонности) Интересы и склонности в профессиональном выборе («ХОЧУ»).Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Как правило, интересы означают «ХОЧУ ЗНАТЬ», а склонности – «ХОЧУ ДЕЛАТЬ».Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.


МогуПроблемачеловеческихвозможностей (физиологических,психических) Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ») Каждая профессия имеет специфические сложности, которые необходимо знать, усваивать и выполнять. Эти особенности называются требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.
style.rotation

Профессиональная пригодностьПрофессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии.2 Абсолютная и относительная профпригодностьПрофпригодностьАбсолютнаяПрофессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбораОтносительнаяПрактически любой человек может овладеть данной профессией Компенсация способностейКомпенсация способностей – это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других.4 Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).Карта города1МАГМАГМАГ$паркр. ВолгазаводмагазиншколашколабольницамагазинмагазинбанккафересторанзаводГАИ Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).Социальный заказСоциальный заказ – это потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Социальные проблемы…Рынок трудаРынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.Субъектами рынка труда являются:Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это.- работодатели и их представители (союзы); - работники и их представители (профсоюзы);- государство и отдельные органы.Работник – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения). Социальные проблемы…НадоПотребности рынка труда Многообразие мира профессий В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.

Функциональное разделение труда. Профессии и специальности. Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.


Классификация профессий Классифицировать профессии можно по разным признакам Е.А.Климов выделил следующие 4 группы: По предмету труда – типы (П – «человек-природа», Т – «человек-техника», Ч – «человек-человек», Х – «человек-художественный образ», З – «человек-знаковая система»); По целям труда – классы (Г – гностический, П – преобразующий, И – изыскательный); По орудиям труда – отделы (Р – ручные, М – машинно-ручные, А – автоматические, Ф – функциональные) По условиям труда – группы (Б – бытового микроклимата, О – на открытом воздухе, Н – необычные условия, М – моральная ответственность)




Выбор профессии…4Ваня Иванов - замечательный мальчик, учащийся 9 класса. Его мама часто уезжает в командировки и мальчику приходится готовить еду на всю семью. Однако, это не раздражает Ваню, так как готовить ему очень нравится. Он очень общительный человек, у него много друзей, которых он любит угощать блюдами, приготовленными своими руками по собственным рецептам. К тому же, Иван замечательно играет на гитаре и хорошо поет. Из всех школьных предметов самым любимым предметом Вани является литература. Он очень любит читать, а вот математика ему не дается. По окончании школы Иван решил стать экономистом, так как убежден, что представители этой профессии много зарабатывают. Город, где живет Ваня, очень молодой, в нем много строящихся объектов, предприятий общественного питания. Иван очень ответственно подошел к выбору профессии. Он решил узнать в городском Центре занятости населения, какие профессии пользуются наибольшим спросом на городском рынке труда. Выяснилось, что это крановщики, газосварщики с зарплатой 20 тыс. рублей, библиотекарь с зарплатой 13 тыс. рублей, бухгалтер с зарплатой 15 тыс. рублей, повар с зарплатой 14 тыс. рублей, инженеры с зарплатой 15-20 тыс. рублей Профессиональная пригодностьПрофессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его профессии.Существуют основные рекомендации по формированию профпригодности:Подробно разобрать требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье).Сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие.Наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.



Пути получения профессионального образованияВиды проф. образованияОсновное базовое образованиеГде можно получитьСрок обученияКвалификацияНачальное профессио-нальное образованиеПолное общее (11 классов).Основное общее (9 кл)Проф. училища техникумы колледжи1 -2 годаРаботник высокой квалификации по любой профессии исполнительского классаСреднее профессио-нальное образованиеПолное общее (11 классов), основное общее (9 кл.). Начал. проф. образованиеКолледжи, техникумы2 – 3 годаСпециалист средней квалификации по большинству профессий исполнительского класса.Высшее профессио-нальное образованиеОсновное образование (9 классов), среднее профессиональное образованИнституты, университеты, академии, высшие школы2 г– неполн высшее, 4г -бакалавр, 6 лет - магистр Специалист высокой квалификации по любой профессии творческого класса.
style.rotation
Викторина «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»rrrrr
Игровая разминка «Придумай профессию» Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф ПКонтролерКиноартистКрановщикКочегарКиномеханикКосмонавтКабельщикКровельщикКаменщикКутюрьеКондитерКондуктор РазведчикРыбакРедакторРадиоведущийРентгенологРадистРепортерФрезеровщикФотографФигуристФармацевтФтизиатрФокусникФотомодельФотокорреспондентПроводникПлотникПилотПожарныйПолицейскийПолярникПограничникПечникПиротехникПоварПекарьПортнойПарашютист

«13 Я»Приспосабливает нас к окружающему миру1.Приносит владельцу постоянный дивиденд2.Объединяет людей3.Вкладывает деньги в дело4.Уменьшает покупательную способность денег5.С этим возникает соперничество между деловыми людьми.6.Я Я Я ЯЯЯ









Помогает выбрать профессию7.Создает малое предприятие8.Переселяет людей, птиц и животных9.Приносит владельцу ежегодный доход10.Передает человеку часть государственного имущества11.Объединение людей12.Определяет занятие человека13.ЯЯЯЯЯЯЯ










Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ» Дело мастера Портной испортит – Горе есть – горюй Болтуна видать по слову, Работа и мучит,Спящему котуРемесло пить-есть не просит,Усилий много,Длинная нитка –Чтоб не ошибиться,Назначили осла кузнецом,Была бы охота,К чему душа лежит, боится.утюг исправит.дело есть – работай.а рыбака – по улову.и кормит, и учит.мышь в рот не прибежит.а само кормит.да толку мало.ленивая швея.не надо торопиться.он первым делом себя подковал.заладится вся работа.к тому и руки приложатся.
style.rotation













Мотивационные факторы …Рекомендации по выбору профессииКаждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.






Желаем успешной профессиональной деятельности!